31 мая в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка "Искусство Жостова". На экспозиции представлено около 150 произведений декоративно-прикладного искусства из собраний ГРМ, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника "Петергоф" и Музея-квартиры А.С. Пушкина.
Расписные жостовские подносы известны и популярны в России уже полтора века. Букеты и цветочные гирлянды на черном лаковом фоне могут считаться одним из самых ярких символов современного народного искусства. Первая большая выставка, посвященная жостовской росписи, состоялась в Русском музее в 1976 году. Спустя 30 лет посетители вновь могут познакомиться с историей и современностью этого удивительного центра народного искусства.
В начале 1810-х годов предприимчивая семья крестьян Вишняковых - братья Тарас, Егор и Филипп - организовала в деревне Жостово производство лаковых табакерок. Примером для Вишняковых послужила табакерочная фабрика П.Коробова - П.Лукутина в сельце Данилково (ныне - Федоскино). Из ранних произведений мастерской Вишняковых сохранились лишь две шкатулки из папье-маше. Ассортимент продукции, выпускаемой Вишняковыми, со временем расширялся, и значительное место в нем стали занимать разнообразные подносы.
Лакированные подносы с росписью были известны в России уже в XVIII веке. Славились уральские железные подносы из Нижнего Тагила. При этом функции подноса не исчерпывались подачей блюд при сервировке стола. Поднос мог вставляться в специальное углубление в столе и служить столешницей. На первых художественно-промышленных выставках девятнадцатого века в Петербурге экспонировались подносы-картины разных российских фабрик. Это были дорогие изделия с ландшафтной и жанровой живописью.
Первое упоминание об изготовлении Вишняковыми расписных металлических подносов встречается в материалах Петербургской выставки Российских мануфактурных изделий 1839 года. Изготовление подносов считалось прибыльным делом, и опыт Осипа Вишнякова поддержали не только в Жостове, но и в соседних деревнях. К середине XIX века здесь сложился крупный крестьянский промысел: росписью подносов занимались 22 мастерские. Изготавливались подносы с жанровыми композициями - схожие с нижнетагильскими, подносы с пейзажами - типичными образцами крестьянской живописи. Цветочные композиции в виде букетов в окружении листьев украшали черные и красные подносы, которые часто были сделаны из тонкого железа и стоили недорого. В конце XIX века в российских городах появилось множество чайных заведений, трактиров, и спрос на такие подносы был велик.
Мастерские Вишняковых оставались законодателем моды в росписи подмосковных подносов на протяжении всего XIX века. На выставках их подносы признавались лучшими по росписи, качеству лака и полировки. Секрет успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны.
Другой крупной мастерской, в которой также изготавливали и шкатулки из папье-маше, и металлические подносы, была мастерская Цыгановых в деревне Новосильцево. Подносы Цыгановых отличались от вишняковских. Сохранились подносы с цветочным обрамлением по краю поля, с серебристыми графическими цветами. Произведения Цыгановых также неоднократно награждались медалями на выставках.
В годы первой мировой и гражданской войн производство подносов прекратилось, но в 1920-е годы художники организовали трудовые артели в Новосильцеве, Жостове и Троицком. В 1928 году товарищества объединились в артель "Металлоподнос".
В XX веке к жостовскому искусству приобщались большей частью те жители деревни, чьи родители, деды и прадеды были художниками, лакировщиками, ковалями. Фамилии представителей современных жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Леонтьевых, Савельевых известны с середины XIX века как художников и владельцев подносных мастерских. В советские годы работа в артели и на фабрике была почетным и доходным делом, поэтому почти каждая семья была причастна к изготовлению подносов. Росписи обучались с детства в семьях, многие получали навыки "из-под руки" на фабрике.
В 1920-1930-е годы с мастерами артелей занимались профессиональные художники: П.П. Кончаловский, П.А. Спасский, Б.Н. Ланге и др. Их образцы были далеки от привычных приемов местной росписи и не были восприняты мастерами, но такое сотрудничество побуждало жостовцев к собственному творчеству. В эти годы цветочная роспись стала превалировать над жанровой и пейзажной живописью. В последующие годы достояние этих лет стало восприниматься мастерами как классика оформления подносов.
В 1930-е годы советское правительство оказывало поддержку народным промыслам - изделия кустарной промышленности служили предметом экспорта. Жостовские подносы экспонировались на зарубежных художественных выставках. В эти годы из чисто бытового предмета расписной поднос стал все больше приобретать значение настенного панно-картины.
В годы Великой Отечественной войны артель изготавливала необходимую для того времени продукцию - печки-"буржуйки", однако руководство артели понимало, что для мастеров было очень важным не утратить навыков кистевой росписи. Поэтому даже в это трудное время в артели изготавливали и расписывали детские жестяные ведерки, материалом для которых служили консервные банки из-под американской тушенки.
В послевоенные годы быстрому восстановлению промысла способствовало пополнение артели молодыми художниками, прошедшими обучение в Федоскинской школе на специально созданном отделении жостовской росписи. Атмосфера творчества с частыми выставками, конкурсами и знакомство с историей промысла на примере экспонатов школьного музея воспитала людей, увлеченных традиционным искусством.
В 1960-1970-е годы большую помощь в развитии творчества на фабрике оказал московский Институт художественной промышленности. Его сотрудники проводили с мастерами творческие семинары, на которых объясняли художественные принципы современной архитектуры и интерьера. Напряженная творческая работа коллектива фабрики способствовала яркому расцвету жостовского искусства в 1970-1980-е годы. Произведения жостовских художников стали экспонироваться в лучших выставочных залах Москвы. Ведущие художники фабрики были удостоены почетных наград и высоких званий.
Экономические перемены 1990-х годов сказались и на жостовском промысле. Число занятых в производстве людей сократилось, но наиболее талантливые и преданные своему искусству мастера продолжают работать, а традиционность и высокое качество обеспечивают их изделиям постоянный спрос и любовь ценителей. Жостовское искусство популярно не только в России: художники выезжают в Англию, США, Австралию, где проводят мастер-классы.
Экспозиция, охватывающая почти двухвековую историю промысла, позволит зрителю по достоинству оценить национальное художественное достояние, которым является лаковое искусство Жостова. На выставке представлены не только подносы мастерских Вишняковых, но и их изделия из папье-маше. Впервые демонстрируются подносы мастерских Цыгановых, Матвеевых, Сорокиных. К 180-летию промысла художники приурочили свои новые работы, составившие современную часть выставки.