С 31 мая по 24 июня этого года Московский музей современного искусства покажет выставку "Красный диван - галерея человечества", которая состоится в рамках программы торгово-экономического форума "Дни Дюссельдорфа" в Москве. Открытие выставки пройдет при участии Обербургомистра Дюссельдорфа Иоакима Эрвина. На выставке будут представлены фотопортреты мэра г.Москвы Лужкова Ю.М. и Обербургомистра И.Эрвина, полученные в результате фотосессии, проведенной накануне открытия. В замысел фотографа также входит показать несколько работ, где был бы отражен город Москва и его жители. Для этого за несколько дней до выставки г-н Ваккербарт проведет фотосъемку с участием известных российских деятелей из сфер экономики, политики, культуры и обыкновенных людей в различных уголках столицы - на легендарном красном диване.
"Красный диван" Хорста Ваккербарта - посланник и глашатай на пути человечества в поисках истины и счастья. Это главный смысл проекта, запущенного Хорстом Ваккербартом двадцать пять лет назад, когда он, в соавторстве с американцем Кевином Кларком, посадил на красный диван первую фотомодель. Тогда, в начале восьмидесятых, во время путешествия по городам и весям Америки, была создана серия "Красный диван, образ Америки". В дальнейшем фотограф объездил всю Европу - на машине "Рено Кангу" с красным диваном на прицепе.
Так, диван стал и мотивом для отдельных фотографий и видеозаписей Ваккербарта, и путеводной нитью для зрителей, изучающих "путевые заметки" художника. Одновременно автор выбирает декорации, которые бы позволили уловить характер модели, в зависимости от происхождения, возраста, статуса, профессии и способностей: диван, взгроможденный на кучу мусора, втиснутый в расщелину среди утесов, и, наконец, диван перед трибуной председателя Европарламента. Среди героев Ваккербарта самые разные люди: солдат иностранного легиона в Париже, актер и режиссер русского происхождения Питер Устинофф, правнучка британца Уильяма Генри Фокса Тальбота - пионера в использовании позитивно-негативного процесса в современной фотографии, - президент СССР Михаил Горбачев и малолетний беспризорник с улицы Бухареста.
Легендарный диван "вместил" множество самых разнообразных человеческих судеб и надежд. По словам самого Ваккербарта, это овеяло его некими чарами. "Прославленные и безвестные, богатые и бедные, старые и молодые, изгои и сановники…Стоит мне возникнуть с моим диваном, и все уже знают, кто сидел на нем раньше. Мой путь далек, а диван тяжел, но я привожу его прямо в "жизненную среду" своих героев. В эту минуту человек ощущает себя избранным, а я дарю ему сцену, возвожу на трон", - говорит художник.
Почему именно диван? Диван - это уют, место отдыха, разговоров, чтения, просмотра телевидения, место эротики. Когда диван покидает привычную среду, возникает новый образ, он становится ready-made. Красное ложе делает из ландшафтного, архитектурного или городского пейзажа огромную жилую комнату, кажущаяся атмосфера которой переносит людей, сидящих на диване, в знакомую и близкую им ситуацию. Так, Ваккербарт побуждает людей говорить на извечные темы человечества, на первый взгляд простые. Записывая на пленку ответы своих персонажей на вопросы о самом насущном: Каково ваше заветное желание? Чего вы боитесь? Какую роль в вашей жизни играет работа? Кто, по-вашему, сотворил Вселенную? - автор показывает, что общее для всех людей сильнее того, что их разделяет. На фото- и видеопленку записывается неповторимая картина мира, где каждый отдельный персонаж отражает важнейшие устремления человечества. Так, всеобщий диалог становится и результатом проекта, и одновременно процессом, в ходе которого перед нами, действительно, предстает "галерея человечества" - новая антропология XX века и современности.