Третьяковская галерея сегодня - единственный отечественный музей, представляющий в своих залах постоянную экспозицию искусства ХХ века.
Сложность поставленной задачи объясняется тем, что пока не существует исторической дистанции, взгляд на искусство прошедшего столетия неизбежно меняется и корректируется, меняется и отношение к способам его показа. Поэтому Третьяковская галерея, учитывая и собственный опыт, и опыт зарубежных музеев, стремилась создать новый вариант экспозиции "Искусство ХХ века" как самостоятельный проект, который имеет временные границы существования (4-5 лет) и свое концептуальное решение.
1 этап Нового варианта экспозиции "Искусство ХХ века" - искусство 1910-1920-х годов (залы 1-14) и экспериментальный раздел экспозиции - новейшие течения (залы 39-42) - был осуществлен в мае 2006 года и, как показали рейтинги, проведенные ведущими изданиями и арт-критиками, вошел в число лучших экспозиционных проектов 2006 года.
Сегодня открывается 2 этап: искусство 1920-2000-х годов (живопись, скульптура, графика; залы 15-38), который был подготовлен в течение юбилейного года. Авторы экспозиции делают акцент на проблемах нового художественного языка ХХ века и ставят целью показать, как он зарождался, развивался, трансформировался, "выживал", возрождался и обновлялся в условиях социально-политической жизни России ХХ века.
Основная задача, которую ставили перед собой экспозиционеры - сделать показ искусства ХХ века более динамичным и зрелищным. Поэтому материал располагается так, чтобы любая категория зрителей смогла составить представление о прошлом столетии, как о времени необычайно разнообразных художественных поисков. Этому помогает контраст визуальных впечатлений, возникающий от смены и чередования разного по характеру материала, а также дизайнерского оформления залов, в том числе цветового решения стен.
Во вновь открываемых залах будут экспонироваться работы самых разных мастеров, творчество которых дает общую картину развития российского искусства ХХ века: произведения А.Дейнеки, Ю.Пименова, П.Вильямса, Д.Штеренберга, А.Лабаса, А.Лучишкина, А.Древина, Н.Удальцовой, В.Мухиной, Ф.Решетникова, А.Лактионова, Б.Иогансона, В.Ефанова, А.Герасимова, С.Герасимова, А.Пластова, В.Гаврилова, А. и С.Ткачевых, Г.Коржева, О.Рабина, В.Немухина, Д.Плавинского, Э.Булатова, П.Никонова, Д.Жилинского, Т.Салахова, Н.Нестеровой, Т.Назаренко, В.Дубосарского, А.Виноградова и других.
Открывают 2 этап произведения 1920-1930-х, в которых соединяются новые идеалы и новый язык искусства (залы №№ 15-16). Работы 1930-1950-х, опирающиеся на реалистическую традицию живописи XIX века и представляющие зарождение и становление соцреализма, сгруппированы в одном экспозиционном пространстве. Они предваряют зал, где демонстрируются самые известные полотна официального искусства сталинского периода (№ 26). Этот зал строится по тематическому принципу.
Произведения, представляющие следующую историческую эпоху - от "оттепели" до "перестройки" (залы №№ 28-37) - сгруппированы в три больших раздела. Каждый раздел начинается с материала, который рассматривается в качестве оппозиции по отношению к соцреализму сталинской эпохи: "правда жизни" и свобода художественного поиска в рамках реалистической традиции; обращение к искусству авангарда и европейской традиции; новые идеалы и новый язык искусства у "шестидесятников". Последующие десятилетия стали временем многообразия художественных поисков.
Завершает экспозицию живописи, графики и скульптуры ХХ века зал № 38, предназначенный для сменных спецпроектов. Здесь будут экспонироваться произведения традиционных видов искусства, созданные современными художниками. Первым проектом, подготовленным специально к открытию нового варианта экспозиции, стала работа А.Виноградова и В.Дубосарского, посвященная русской живописи.
Составной частью в экспозицию (в залах №№ 20-21) включена выставка произведений художника Соломона Никритина (1898-1965). Это около двух десятков живописных и более 100 графических работ мастера разных лет из собрания ГТГ. Большинство произведений было подарено Г.Д.Костаки и вдовой художника Д.Г.Никритиной-Каждан.
Дополнительно см. http://www.museum.ru/N31629