С 9 по 14 апреля 2007 года в Москве проходил ХХХ Всероссийский семинар музейных педагогов "Музей и подрастающее поколение".
Наш музей мы представляли вдвоем с Ольгой Витальевной Луцко, заместителем директора по научной работе. Казалось бы, участие в семинаре было не совсем по профилю нашей основной музейной деятельности. Однако музейной педагогикой нам приходилось и приходится заниматься: Ольга Витальевна, будучи еще и художником, проводит мастер-классы для детей, мне же довелось на протяжении 20 лет много работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе и по своим авторским программам.
Естественно, хотелось перенять опыт других музеев, поучиться новым формам и приемам работы с детьми. И не только, как говорится, других посмотреть, но и себя показать. Ведь с учетом нашего многолетнего опыта, нам было не сложно подготовить открытый урок и провести его в детском коллективе для участников Семинара, да и тема показалась нам интересной. Дело в том, что Семинар был посвящен проблеме диалога разных национальных культур музейными средствами, а край наш издавна населяют представители разных народов. В результате мы подготовили тематическое комплексное занятие для младших школьников "Башкирская яга и русский сарафан". Причем исходили из возможностей нашей музейной коллекции, делая ставку на проведение подобных занятий в музее. Целью нашего открытого урока, а проводили мы его в московской средней школе № 697 для 4 -го класса, стало не только знакомство ребят с традиционными культурами русского и башкирского народов через национальный костюм, но и поиски вместе с детьми родственного, похожего в представлениях двух очень разных народов о природе, древних знаках и символике цвета, системе оберегов, используемых в одежде из поколения в поколение.
Беседу с детьми продолжила своеобразная "игра в куклы": двум девочкам предложили из множества нарисованных частей национальных костюмов составить наряды для русской и башкирской красавиц и одеть в них куклу, вырезанную из картона. А затем ребята рисовали. Девочки придумывали свои модели русского сарафана, мальчикам же досталось задание не из легких: изобразить башкирскую ягу - нагрудное женское украшение из монет, кораллов и самоцветов. Однако рядом с опытной наставницей Ольгой Витальевной они почувствовали себя гораздо уверенней и с жаром принялись за работу. Вообще, нужно отметить активность и искренний интерес детей при выполнении творческих заданий и непосредственно в процессе беседы о народном костюме. Остались довольны проведенным уроком и наши коллеги, высказавшие нам на круглом столе добрые слова и советы, за что мы им были очень благодарны.
Безусловно, методически полезным было для нас открытое занятие с первоклассниками, которое провела руководитель Семинара Елена Гавриловна Ванслова. Старейшина музейных педагогов России, она выбрала очень непростую для восприятия малышей тему: "Западная, славянская и восточная культуры. Какая лучше?" Используя визуальный материал и знаковые предметы быта разных народов, а также свой удивительный артистизм, Елена Гавриловна сумела увлечь детей ролью ученых-исследователей. В итоге, они самостоятельно пришли к выводу: все культуры хороши. Что, собственно, и было главной задачей педагога.