"Художники" и "сказка" - два главных слова были вынесены в название представления, которое состоялось в конференц-зале культурно-образовательного центра "Палаты" Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это представление завершило очередной музейный учебный год Студии художественного и эстетического воспитания Детского музейного центра.
На первом месте, конечно, стояли "художники" - ведь именно художественное творчество является тем золотым ключом, который открывает детскую душу навстречу прекрасному.
Более 200 младших школьников в 2006-2007 учебном году занимались в студии: больше половины - это наши друзья из 14-ой школы г. Владимира (семь классов начального звена еженедельно приходили на занятия в музей), а также ребята из школы №8 и гимназии №23. В группах выходного дня по субботам и воскресеньям 70 малышей-дошколят занимались по программе "Первые шаги в мир музея", кроме того, второй год в стенах музея работала изостудия.
Дети в залах экспозиций и в классе, специально оборудованном для детского творчества, постигали основы родной русской культуры (цикл "Русь") и открывали миры художественного творчества (цикл "Азбука искусства"). В течение года ребята успели побывать живописцами, скульпторами, дизайнерами, керамистами..!
Представление открыли четвероклассники, прошедшие двухгодичный цикл. Они рассказали веселые истории о разных художниках стихами детских поэтов Усачева и Сефа, показали собственные работы и рисунки других ребят.
И действительно, заключительным проектом этого года для третьеклассников стала русская народная сказка "Царевна-лягушка". Каждый зритель мог убедиться, что декорации (терема, лес, болото, избушка Бабы-Яги и др.), реквизит (от ковров, сотканных по заказу батюшки-царя, до рубах) выполнены руками самих артистов и их товарищей, сидящих в зале. Единодушные смех или вздохи восхищения зрителей были заслуженной наградой ребятам, оформлявшим спектакль. Настоящий фурор произвел Кощей Бессмертный - его играли двое ребят, управляя огромной куклой. Музейные художники, помогавшие в оформлении спектакля, постарались здесь на славу, и каждое появление на сцене Кощея сопровождалось бурной реакцией зала. Надо сказать, что зрители, знающие наизусть эту добрую старую сказку, с неослабевающим вниманием следили за поворотами сюжета, может быть потому, что сами принимали участие в подготовке спектакля и на сцене играли их друзья, а, может быть потому, что сказка, даже давно известная, всё равно остается сказкой.
На сей раз это была не только чудесная история о превращении лягушки в красавицу, победе доброго Ивана-царевича над злым Кощеем, но и чудесная история о том, как маленький школьник может превратиться в художника или артиста, удивив своими талантами не только родителей и учителей, но себя самого. Вполне заслуженными были овации в конце спектакля не совсем ловко кланяющимся "актерам".
Cказка не кончается. Она продолжается в детских работах, частью кото-рых сами ребята и гости могли любоваться на выставке, организованной в холле. Она продолжается на следующих встречах ребят в музее, ведь многие занятия уводят ребенка в русскую древность по дорогам сказки: с оживающими в ней предметами и словами, забытыми городской современностью. А возвращаясь из сказки, ребята со знанием дела рисуют резное "красное крыльцо" и на-личники на окошках боярского терема и коньков на крыше купеческой избы.
Это не просто знания, это настоящие эстетические путешествия вглубь веков, на память о которых остаются не фото- и видеокадры, а рисунки, запечатлевшие старинный быт русской избы или костюм далеких времен, изготовленная собственными руками обувь по образцу древнерусской и радостные куклы - тряпичные, расписные из теста, лыковые…
И сказка на сцене - тоже на память о том давнем, былинном времени, ко-гда каждый был художником, творя собственный, тоже немного сказочный, мир вокруг себя.
А сегодня музей с его сокровищами разных веков, картинной галереей, предметами декоративно-прикладного искусства делает все, чтобы "художество" являлось детям не замшелым предметом из непонятного прошлого или хо-лодной наукой о цвете, перспективе и композиции, но, войдя в их жизнь увлекательной игрой, осталось другом навсегда.
Об образовательной функции музеев можно спорить, но если в результа-те музейных программ появляются, пусть маленькие, но художники и ставятся на сцене, пусть старые, но сказки, - мир становится прекраснее и добрее!