На самом мощном корабле Военно-морского флота России при поддержке музея-заповедника "Куликово поле" появится постоянно действующая выставка.
В этом году к дирекции музея-заповедника "Куликово поле" обратилось командование Тяжелого атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Дмитрий Донской". В одной из кают-компаний боевого корабля было решено создать постоянную выставку.
Новая экспозиция, над которой станут работать сотрудники музея, будет посвящена Куликовской битве. Особое внимание при разработке концепции новой выставки будет уделено судьбам боевых подразделений российского флота, которые также, как и атомоход "Дмитрий Донской", носят или в прошлом носили имена героев Куликовской битвы.
Предстоящая музею задача - не первая в его истории. На счету экспозиционеров "Куликова поля" не одна созданная выставка вне родных стен. И это не только помощь коллегам-музейщикам. В 2006 году в музее боевой славы 51 парашютно-десантного полка 106 воздушно-десантной дивизии имени Дмитрия Донского была открыта выставка, освящающая боевые традиции российской армии, и непосредственно, историю Воздушно-Десантных Войск и 51 парашютно-десантного полка.
Атомоход "Дмитрий Донской" и другие корабли, названные именами героев Куликовской битве.
В 2000 г. по инициативе Российского военно-исторического центра при правительстве Российской Федерации, Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле", администрации Тульской области было сделано обращение к командованию ВМФ России с ходатайством о присвоении имени Великого князя Московского Дмитрия Донского кораблю российского флота. Данная инициатива была поддержана адмиралом флота В. Куроедовым. 7 октября 2000 года вышел приказ главкома ВМФ о присвоении наименования "Дмитрий Донской" тяжелому атомному подводному крейсеру Северного флота.
"Дмитрий Донской" - первая из атомных подводных лодок, оснащенная новейшим ракетным комплексом "Булава" и сегодня несет боевое дежурство. Занесена в Книгу Гиннеса как самая большая. Обеспечены условия пуска баллистических ракет и непотопляемость корабля в любых условиях плавания. На учениях лодка всплывала, проламывая лед толщиной 2-2,5 м. Не случайно именно такой корабль получил почетное наименование.
Во всем мире и во все времена почетные наименования воинских частей и кораблей несли в себе особую символику, сохраняющую и развивающую боевые традиции. В российском и советском флоте многие корабли получали имена прославленных героев прошлого. Данная традиция не угасла и в наше время.
Интересно, что это не первый корабль российского флота, названный в честь героя Куликовской битвы. Как выяснили сотрудники Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург), проводившие изыскания по просьбе Государственного музея-заповедника "Куликово поле", в XVIII-XX вв. в составе российского и советского флота находилось 10 кораблей, носящих имена участников Куликовской битвы.
Самым первым кораблем был 66-пушечный линкор "Дмитрий Донской", спущенный на воду 330 лет назад. В 1771 г. Эстафету принял 74-пушечный линкор "Дмитрий Донской", построенный в 1807-1809 гг. Этот корабль, вошедший в состав Черноморского флота, принял активное участие в русско-турецкой войне 1806-1812 гг. Поистине героическая судьба выпала на долю крейсера 1-го ранга с тем же именем. Вошедший в состав Балтийского флота в 1885 г., он принял участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. В составе 2-й эскадры флота Тихого океана крейсер под командованием капитана 1 ранга И. Н. Лебедева участвовал в Цусимском сражении. После напряженного боя 14 мая крейсер решил прорываться во Владивосток, но 15 мая был обнаружен японцами. По приказу командира "Дмитрий Донской" принял бой с 6 японскими крейсерами и 2 истребителями. Героически сражаясь до наступления ночи, повредил японский крейсер "Нанива", но лишился управления. Командир был смертельно ранен, корабль получил 15 пробоин, потерял 70 человек убитыми и 150 ранеными. По приказу старшего офицера капитана 2 ранга К. П. Блохина люди были свезены на берег о. Дажелет, а корабль затоплен утром 16 мая. Это был последний из погибших при Цусиме русских кораблей.
Именем другого героя Куликовской битвы - Александра Пересвета - был назван 51-пушечный фрегат, спущенный на воду в 1860 г. В 1863 г. этот корабль участвовал в Американской экспедиции С. С. Лисовского, предпринятой русским правительством для поддержки северных штатов в гражданской войне Севера и Юга.
В 1901 г. в состав Балтийского флота вошел эскадренный броненосец 1 ранга "Пересвет". В 1904 г. он принимал участие в войне с Японией. Во время сражения в Желтом море 28 июля корабль возглавил русскую эскадру после потери управления головного броненосца "Цесаревич" и гибели командующего эскадры Тихого океана. Во время обороны Порт-Артура после полученных повреждений был подорван по приказу командования. Но на этом жизнь броненосца не прекратилась. В 1905 г. он был поднят японцами и отремонтирован. В начале 1916 г. русское правительство купило этот корабль у Японии за 7 000 000 йен. 22 декабря 1916 г. "Пересвет", находясь в Средиземном море, подорвался на германской мине и затонул. Погибшим морякам установлен памятник на кладбище в Порт-Саиде.
Интересная судьба выпала на долю речного катера "Пересвет", спущенного на воду в 1914 г. Во время гражданской войны, в августе 1918 г., он был включен в состав Волжской военной флотилии как сторожевое судно и переименован в "Борца за коммуну". Сторожевик участвовал в боях под Казанью и на реке Кама в августе-ноябре 1918 г., в обороне Царицына в сентябре 1919 г. В 1920 г. катер был разоружен и вернулся к мирному труду. Но в грозные годы Великой Отечественной войны в качестве тральщика Т-842 он проводил боевое траление на р. Волга.
В 1860 г. в состав Балтийского флота вошел 45-пушечный винтовой фрегат "Ослябя", названный в честь еще одного героя Куликовской битвы. Кораблю выпало участвовать, наряду с фрегатом "Пересвет", в Американской экспедиции 1863 г. Впоследствии он совершил ряд учебных плаваний по Средиземному морю. Его преемник, эскадренный броненосец 1 ранга "Ослябя", вступил в строй в 1901 г. и в составе 2-й тихоокеанской эскадры принял участие в Цусимском сражении 15 мая 1905 г. под командой капитана 1 ранга В. И. Бэра. В первые же минуты боя корабль был атакован сразу пятью японскими крейсерами и получил несколько крупных пробоин. Спустя час "Ослябя" затонул. Спасением людей занялись миноносцы "Буйный", "Бравый", "Быстрый" и буксир "Свирь". Удалось спасти 385 человек, 514 погибло.
Тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской".
Атомная подводная лодка третьего поколения ТК-208 типа "Акула" (NATO - Typhoon), головной корабль проекта 941. Модернизирована в подлодку четвертого поколения. Вершинное достижение отечественных военно-морских сил XX века. Ответ советских судостроителей на субмарины типа "Огайо" и программу "Трайдент". Шесть подводных лодок этого проекта занесены в Книгу Гиннеса как самые большие (ныне в строю две). Обладает самой мощной силовой установкой и самой необычной конструкцией. Тактико-техническое задание составлено в декабре 1972 г., проект разрабатывался в ЦКБ МТ "Рубин" СКБ-18 (г. Ленинград) под руководством С.Н. Ковалева. Заложена 30.06.76 г. на заводе "Красное Сормово" № 112 (г. Горький), спущена 23.09.79 г., введена в строй 12.12. 81 г. ПО "Севмаш" № 402 (г. Северодвинск). Для строительства лодки на заводе соорудили самый большой в мире эллинг. Лодка выполнена в виде катамарана с двумя параллельными прочными корпусами из титановых сплавов, окруженными легким с звукоизолирующим и противогидролокационным покрытием. "Сплющенная" форма диктовалась ограничениями по осадке у Северодвинского завода-изготовителя и баз Северного флота. Обеспечены условия пуска баллистических ракет и непотопляемость корабля в любых условиях плавания. На учениях лодка всплывала, проламывая лед толщиной 2-2,5 м. Первый командир - капитан 1-го ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение звания Героя Советского Союза.
Модернизация лодки длилась более10 лет. Спуск из дока на воду прошел в конце июня 2002 г. В декабре 2004 года подписан акт о завершении ходовых испытаний. "Дмитрий Донской" - первая из атомных подводных лодок, оснащенная новейшим ракетным комплексом "Булава". Над экипажем шефствует Федеральное агентство по атомной энергии.