Проект представляется в год 444 со дня рождения Уильяма Шекспира).
23 - 30 апреля 2007. Музей "Зверевский центр современного искусства". Вернисаж состоится в день рождения и смерти поэта 23 апреля в 18-00. По адресу: ул. Новорязанская, д. 29, стр. 4 м. Бауманская. Телефон: (095) 265-61-66, 256-12-10.
4 - 20 мая 2007. Тула, галерея "Ясная Поляна". Открытие состоится 04.05.07 в 17-30, по адресу: Тула, ул. Октябрьская,12, (тел. 8-4872-47-35-80).
8 - 12 июня 2007. Ценральный Дом Художника (Москва, Крымский вал, 10) в рамках 2-го Открытого книжного фестиваля.
Междисциплинарный, международный проект в формате artist's book и сопредельных с ним жанрах арт-инсталляции, видео-арта и литературного перформанса претендует на создание своеобразной универсальной библиотеки, в которой осуществлено орфическое описание Земли.
После презентации проекта в Зверевском центре библиотека в течении года будет представлена в Центральном Доме Художника в Москве, в Лондоне, Страсбурге, Милане, Риме, Швейцарии, Канаде, Чехии, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Челябинске, Саратове, Туле, Казани и др. В течении года планируется существенное пополнение и расширение библиотеки.
Участники: Фауста Скуатрити (Милан), Мави Феррандо (Милан), Анна Гийо (Сицилия), Эвелина Шац (Милан), Стефано Содду (Милан), Макс Марра (Милан), Джо Коэн (Лондон), Дженни Брокмэн (Берлин), Игл Оддо (Хельсинки), Дарио Кавара (Осло), Эммануэль Родо (Берлин), Джон Фаусет (Лондон), Мишель Каспразак (Эдинбург), Назир Танбоули (Ноттингем), Има Пико (Валенсия/Мачестер), Мило Тайлор (Лондон), Бруно Нивер (Париж/Москва), Юлия Винтер (Амстердам), Андрей Суздалев, Николай Седиванов, Татьяна Селиванова, Виктор Гоппе, Владимир Смоляр, Альберт Камалиев, Сергей Генералов, Родион Черниевский (Москва), Михаил Карасик (Санкт-Петербург), Гюнель Юран и Михаил Погарский (Красногорск), Евгений Стрелков (Н.Новгород), Александр Данилов (Челябинск), Александр Свирский (Ставрополь), Алексей Мальцев (Краснодар), , Алесандр Стройло (Псков), Игорь Сорокин (Саратов) и др.
Центральную часть проекта занимают работы, сделанные в жанре "Книга художника" и сопредельным с ним жанрах видео-арта и литературного перформанса. В рамках проекта будут представлены следующие работы: Михаил Погарский и Гюнель Юран (при участии Сергея Генералова): "Песни стихий", "Сто стихов - Сто стихий", книги сделанные на стыке визуальной поэзии, включающей видеоперформансы. Михаил Карасик (при участии Сержа Плантюро (Париж). "Книга стихий" ( 20 стр., в обложке и в футляре, автолитографии). Николай Селиванов, Татьяна Селиванова "НЕ книги или книги стихий" (видеоперформансы и фотоинсталяции, посвящённые существованию книги после её смерти). Владимир Смоляр "Стихия тела и Тела стихий" (книга сделана на основе серии боди-арт перформансов). Бруно Нивер "В поисках безумного ветра" (инсталляция, представляющая собой небольшой затемнённый павильон, в котором представлен видеофильм о ветре поэтического творчества и стихокартины из этого фильма, написанные флюоресцентной краской). Эвелина Шац "Над всем Шекспир или Гамлет на балконе" (живая книга, книга-театр, дающий современную трактовку образа Гамлета, где текст и инсталляция, музыка и костюмы - единая читаемая Книга-Шар, Книга-Глобус;). Евгений Стрелков, Игорь Сорокин "Записки острова Локрум" (Книга построена на приёме фотоколлажа, где фотографии испещрённого царапинами человеческого тела объединяются с видами Дубровника, острова Локрума и стихией моря). Альберт Камалиев (при участии Михаила Погарского) "Стихия музыки" (музыкальный объект-метафора, арт-притча о рождении музыки, 4-е динамические инсталляции), Алексей Мальцев "Путеводитель по Парижу" (псевдопутеводитель, хранящийся в библиотеке Просперо, который никогда не видел Эйфелевой башни), Родион Черниевский "Fractal-book Поликристалл Просперо. The Tempest", книга созданная на стыке книг-трансформеров и фрактал-арта. и др.
К тому же, зная как я дорожу/ Своими книгами, он мне позволил/ С собою захватить те фолианты,/ Что я превыше герцогства ценю. (Уильям Шекспир. Буря)
Мы живём в эпоху, когда мифологизация сознания достигает поистине эпических масштабов. С одной стороны это PR-компании, рекламные технологии и масс-медиа пропаганда, а с другой стороны это практически бесконтрольный корпус сетевой культуры с бесчисленными явными и неявными мистификациями, реалити-играми и провокациями. Мы живём в эпоху, когда отличить вымысел от реальности становится порой практически невозможно! И тогда, если уж вымысел всё плотнее и плотнее вытесняет реальность, то встаёт вопрос о качестве вымысла, о его этических и эстетических достоинствах.
В этом контексте фигура Уильяма Шекспира приобретает на наш взгляд особое значение. Это, наверное, одна из самых ранних и, безусловно, самых блестящих литературных мистификаций, (или псевдомистификаций) занимавшая умы ценителей и исследователей уже более четырёх веков.
Различные учёные и искусствоведы приписывали авторство знаменитой драматурги и поэзии: Марии Стюарт, Фрэнсису Бэкону, чете Рэдклиф и многим другим современникам великой мифологемы.
Единственное, в чём солидарны все серьёзные шекспироведы, что подставленный мистификаторами на роль автора актёр театра "Глобус" Уильям Шакспер, едва владеющий грамотой и оставивший после себя 6 (шесть!) автографов (в основном на долговых расписках), при всём желании не мог создать литературное наследие с активным словарём более 25 000 слов, блестяще знать французский, итальянский, латынь и греческий, разбираться во всех тонкостях дворцового этикета, свободно ориентироваться в истории, юриспруденции, музыке и естественных науках.
Оставляя разрешение "шекспировского вопроса" литературоведам и историкам мы предлагаем обратиться к Шекспиру, как отправной точке проекта. Причём, в данном случае безразлично был Шекспир мифичен, или реален, ведь если мистификации и не было 4 века назад, то сама собой возникла обратная мистификация о мистификации, которая не менее впечатляюща.
Второй отправной точкой проекта стал фильм Питера Гринуэя "Книги Просперо", который по мотивам шекспировской Бури создаёт образ своеобразной универсальной библиотеки, охватывающей весь мир в пространстве и времени.
Мы предложили художникам, поэтам, режиссёрам, аниматорам и музыкантам включиться в работу по созданию подобной библиотеки в реальности. Отталкиваясь от Шекспира или, наоборот, приближаясь к нему, мы попытались создать микромир, включающий в себя книги, перформансы, видеофильмы, анимационные фильмы и другие произведения искусства. Мы предложили не просто дать современную трактовку работ Шекспира, но сыграть своего рода "джазовую импровизацию" по мотивам его творчества.
В результате годовой подготовки, получилось, что Шекспир остался в проекте лишь своеобразным эпиграфом, историческим камертоном, точкой отсчёта. Взяв, из его огромного наследия небольшой эпизод, касающийся книг чародея Просперо, мы попытались придать этим книгам черты реальности, создавая своеобразный миф об этих книгах. Тему и развитие каждой книги ограничивало лишь наше сознание. Благодаря работе художников из разных городов и стран в Библиотеке Просперо появились книги: Воды, Земли, Огня, Воздуха, Вина, Снега, Сознания, Космоса и т.д., и т.п.
Разумеется, появились и прямые обращения к творчеству Шекспира, поскольку Просперо, будучи современником Шекспира, наверняка и их хранил в своей библиотеке.
Подробности и новости: www.pogarsky.ru