3 апреля Пущино встречает народного художника России Михаила Георгиевича Абакумова. В городском музее открывается выставка авторских работ "золотой кисти России" и "соловья русской живописи".
Михаил Георгиевич пишет свободно и легко, как поет соловей. За два-три часа большое полотно почти готово. Маленький этюд - полчаса-час. Природная острота композиционного видения, совершенное чувство цвета и, конечно, каждодневная работа с юных лет до сего дня - рождают чудо.
В 2001 году ему было присвоено почетное звание "Народный художник России".
Абакумов Михаил Георгиевич родился в 1948 году в г. Москва, с раннего детства и по сей день живет и работает в г. Коломна Московской области. Обучался мастерству в училище им. М.И. Калинина, затем на художественном факультете ВГИКа. В середине 1980-х годов он завершил образование в творческих мастерских АХ СССР под руководством академиков А.П. и С.П. Ткачевых и А.М. Грицая.
Творчество Михаила Георгиевича не оставляет равнодушным, как специалистов и знатоков современной живописи, так и просто зрителя. Секрет его обаяния довольно прост: высокое мастерство живописца. Его живопись определяют как лирическую, романтическую, настроенческую и даже божественную. Сам он, шутя, называет ее "моя психованная живопись", имея в виду энергетику, темперамент.
Но православное сознание художника уравновешивает чувства. Не безудержная гордыня самовыражения, которая до сих пор в моде у многих, любящих себя в искусстве, а отражение в творчестве красоты Божьего мира. Это - первое кредо художника.
Отражение мира - не обязательно строгий реализм. В пейзажах мастера соединяются и другие возможности, близкие его душе, - импрессионистическая живость впечатления, яркая цветовая образность, идущая от народной традиции.
Лучистость, воздушность холстов Абакумова делают его наследником Алексея Саврасова и Исаака Левитана, ставят его в один ряд с Константином Коровиным, Николаем Ромадиным, Ефремом Зверьковым. Абакумов М.Г. продолжает традиции русского импрессионизма.
В его произведениях все живет и движется: листья, травы, воды, снега, ветки деревьев, небеса. Видимую картину мира он пропускает через свое сердце, что и придает его пейзажам яркую авторскую взволнованность.
Главная любовь Михаила Абакумова - архитектурный пейзаж. Не зря же он вырос в одном из красивейших древнерусских городов Подмосковья - Коломне. Он принципиально не пишет разрушенные храмы. А, если и напишет, то обязательно найдет какой-то красивый ракурс и восстановит крестик, хотя тогда их еще и в помине не было. "Художник пишет то, что он утверждает" - кредо Абакумова.
"В благословение к трудам на благо святой церкви" Михаил Абакумов был награжден в 1999 году Патриаршей грамотой, а в 2005 году - медалью Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского I степени.
Художник пишет церкви, кремли, крепости, как памятники воинской славы. Он писал их в Пскове, в Изборске и Старой Ладоге, в Калуге и Боровске, Рязани и Зарайске, Тотьме и Великом Устюге, везде находя сердце каждого города.
Характерен для всякого пейзажа Абакумова любимейший его образ - небеса. Они бесконечно разнообразны по состоянию, по цвету и типу, по сложности архитектоники. Пишет он их, как правило, с натуры, поэтому небо всегда взаимодействует с землей и соответствует состоянию природы. Оно бывает тихим, туманным, хмурым осенью, ясным, прозрачным, с легкими облачками - весной.
Множество тонов белого, серого, синеватого зимой, которые видит уникальный глаз художника, позволяет ему создавать сложнейшие цветовые гаммы. Но более всего темпераментный Абакумов любит писать бурные небеса с рваными краями, неспокойным движением воздушных масс, с нависающими, набухшими дождем тучами, с пронзительно синими осколками неба между ними, с летящими по ветру взметенными листьями и, наконец, грозовые иссиня-черные небеса с пронзающей их молнией, когда освещение земли и воды становится нереальным.
М.Г.Абакумова можно назвать живописцем воды: подвижная, животворящая, субстанция, встречающаяся чаще, чем у многих других художников. Полноводные реки, лужи на дороге, струи дождя, стремящиеся к земле, купы облаков, уносящих эту влагу от земли, текучая масса тумана… Сама живописная кладка на холстах Михаила Георгиевича носит характер столь пластичный, подвижный, что ассоциируется с водой, способной принять любую форму и продемонстрировать грозную силу.
Живопись М.Г.Абакумова - это всегда рассказ многомерный, сложный как в пластике, так и в содержании образа.
Приглашаем пущинцев и гостей города прикоснуться к великолепному творчеству мастера русской живописи.
По материалам статей Анастасии Сокольской и Виктора Калашникова