Третьяковская галерея в своих залах представляет выставку китайского фарфора "Белое золото. Классика и современность" из Музея провинции Цзянси. Название поэтическое и ясное, действительно фарфор был белоснежным, дорогим, но и прочным.
Выставка представляет фарфор из Цзиндэчжена, основного места производства фарфора. Город Цзиндэчжень имеет удобное расположение, все торговые пути проходят через него. Около города в деревне Коалин есть запасы глины каолин, которая необходима для производства фарфора. В то время как производство фарфора еще было только китайским секретом, у местных мастеров был большой объем экспорта. Можно сказать, что фарфоровые мастерские были градообразующим (а может быть и странообразующим) предприятием, наравне с выращиванием чая.
Кроме того, что производство фарфора было само по себе прибыльным, оно еще поддерживалось и на государственном уровне. Императоры были заинтересованы в качественном производстве, существовал специальный фарфоровый департамент. Фарфор шел и на нужды императорского двора. По традиции императорские вещи украшались изображением пятикоготных драконов. Этим типом и ограничивались политические темы в фарфоре. Остальные мотивы составляли атрибуты радости жизни: цветы, птицы, бабочки. Типы форм и росписей достаточно разнообразны. Это и известные кобальтовые росписи по белому фону, монохромные, красные вазы.
Кроме императорских мастерских, было развито и частное производство. Но в XVIII веке фарфор стали производить и в других странах, и экспорт значительно уменьшился.
Выставка расположена в двух залах, в одном - исторические произведения, в другом - работы современных китайских мастеров. Всего 119 произведений, старых и новых предметов примерно равное число. Самое древнее произведение на выставке "Фигура мужчины, ведущего лошадь" относится к XI веку. Много ваз с цветочными мотивами, что обозначает благие пожелания - счастья благородства, богатства, пионы символизируют нежность, олени - удачную карьеру. Извивающиеся волной драконы с клыкастыми пастями и высунутым языком - красные, зеленые, кобальтовые. Глаза у дракона выпучены, усы как у сома, когти растопырены. При всей грозности вида, дракон напоминает змею. Долгие века драконы изображались с небольшими вариациями - дракон и птица феникс, дракон среди облаков, дракон и летучие мыши. В росписи часто используется тема "восьми драгоценностей". Каких-то традиционных для Европы или России сервизов на выставке нет.
Из Китая приехали не только хранители коллекции, но и художники, готовые рассказать о работе над фарфоровыми произведениями. В Цзиндэчжене часто и над формой и над росписью работает один мастер, ведет произведение полностью от замысла до реализации. Правительство Китая и сейчас активно поддерживает развитие фарфорового искусства. Надо сказать, что никакого авангардного, экспериментального фарфора на выставке нет. Можно сделать вывод, что фарфоровое искусство развивается, продолжая древние традиции. Мотивы росписей стали более разнообразными, кроме драконов теперь художники изображают птиц и животных: попугаев, пасущихся коров. Ваза "Гармония" с рисунком лотоса будет служить подарком на Олимпийских играх в Пекине. Каких-то сложных, проблемных тем на фарфоре не изображают, обычно это милые предметы с воробышками, котятами или "Игра со сверчком".
В пресс-релизе отмечено: "Изделия из цзиндэчженского фарфора запечатлены на многих полотнах русских художников XVIII-XIX веков". К сожалению, на выставке представлен только фарфор без русской живописи, хотя было бы интересно посмотреть такую специализированную выборку.
В чем же секрет фарфора? Для профессионалов секретов нет. Кто работает с этим материалом, знает все его секреты. А для широкой публики все является секретом. Китай до сих пор еще сам изучает секреты фарфора, проводит раскопки, исследует находки.
После показа в Москве выставка поедет в Краснодар и Калининград (Н. Трегуб)
Выставка китайского искусства в Музеях Московского Кремля http://www.museum.ru/N30595