24 марта - 6 мая 2007, Выставочный зал Музея города Веймара (Веймар, Германия): выставка "Чем люди живы". Организатор выставки: музей-усадьба "Ясная Поляна".
Этот выставочный проект - продолжение сотрудничества с немецкими партнерами по проекту TACIS "Веймар - Стратфорд - Ясная Поляна. Национальное культурное наследие как фактор устойчивого регионального развития". Проект софинансирован со стороны Евросоюза в рамках проекта TACIS.
Из концепции автора выставки Марии Аршакян:
Выставка "Чем люди живы" - продолжение сотрудничества Ясной Поляны и Фонда Веймарской классики, которое успешно развивается с начала 2006 года в рамках совместной работы партнеров по проекту TACIS "Веймар - Стратфорд - Ясная Поляна. Национальное культурное наследие как фактор устойчивого регионального развития".
Этот выставочный проект знакомит посетителей со Львом Толстым и его Ясной Поляной через его "народные рассказы", "премудрости", моральные и религиозные поучения или притчи, делая акцент на рассказе "Чем люди живы".
Пришедший к вере болезненным путем тупика и поиска выхода из него, Л. Н. Толстой записывает в своем дневнике: "Но может быть, что есть другой путь познания единого истинного пути. Может быть, так есть для других, более чутких и чистых натур. И такая вера яснее, светлее, радостнее моей, вытекающей не столько из любви к истине и добру, сколько из сознания погибельности всех остальных путей. Может быть одни приходят как я отрицательным, другие положительным путем". И привести к такому "положительному" пути может творчество самого Льва Николаевича Толстого, дающее вдумчивому и восприимчивому читателю возможность увидеть окружающий мир в контексте христианской радости, в ярких и чистых красках. В Толстом поражает его удивительное жизнелюбие, любование миром. Эта любовь нередко приводит ищущего человека к Творцу. Гимн любви не умолкает и на страницах дневников Толстого: "Да, только одна любовь развязывает все узлы". Толстой не превращает любовь из цели в средство. Любовь - это путеводная нить к счастью, а счастье - это добро.
Язык экспозиции тоже простой. Это открытый и прямой диалог со зрителем. Его основа - фотографии, отражающие достаточно большой период времени.
Выбор иллюстративного материала неслучаен. Молодость Толстого совпала с началом фотографии в России, старость - с появлением моментальных фотоаппаратов. А в канун 80-летия писателя с него был снят цветной фотопортрет. Фотолетопись Толстого обширна, в ней есть и случайные снимки, и целые коллекции и серии, в фотографии запечатлен не только сам писатель, но его близкое окружение, лица и места, связанные с его жизнью и творчеством. Фотоматериал, являющийся основой проекта, включает следующие разделы:
- усадьба при жизни Льва Николаевича Толстого: Л. Н. Толстой в Ясной Поляне; семья писателя;
- творческая интеллигенция в усадьбе: выдающиеся современники Л. Н. Толстого в Ясной Поляне;
- деревня Ясная Поляна: крестьяне; школа Л. Н. Толстого; деревня сегодня; детский дом; школа им. А. Л. Толстой;
- становление музея;
- Ясная Поляна в годы войны;
- представители мировой творческой и политической элиты в Ясной Поляне;
- Ясная Поляна в наши дни: Международные писательские встречи; семейные встречи потомков Толстого; конно-спортивная школа; детский сад и т.д.;
- 3 улыбки ангела (Ванечка Толстой, Андрей и Иван Толстые).
Фотографии расположены без видимой хронологической или иной последовательности, не приводятся под единый формат, не ретушируются и сохраняются в своем первоначальном виде.
Каждый из разделов имеет подробные комментарии, отмеченные, согласно цветовой теории Гете, противоположными или раздражительными цветами, например: зеленый цвет жизни противопоставлен красному цвету моментов особенных тревог и волнений; напряженно-оранжевый цвет становления музея противопоставлен поэтическому синему фантазий и т.д.
Эта экспозиция предлагает поразмышлять над памятью и ее непрерывностью, над соотношением события и истории.
Слово "история" как в русском, так и в немецком языке имеет много значений, и эта многозначность очень показательна. История - это и описание произошедших событий с привлечением документальных источников, которыми в данном проекте являются фотографии Льва Николаевича Толстого, его семьи, прошлого и настоящего Ясной Поляны и т.д., и вымышленный рассказ с фабулой и сюжетом. И истина языков говорит о неразлучном сопутствии воображаемого и действительного.
"Пункты пересечения" воображаемого и действительного в этом проекте - это три улыбки ангела. А улыбнулся ангел оттого, что узнал три слова Божия: что есть в людях, и чего не дано людям, и чем люди живы. Три улыбки, пересечения документального и вымышленного - это три изображения детей: Ванечка Толстой, Андрей и Иван Толстые. Живое воспоминание о светлом образе Ванечки Толстого (умершего в семь лет младшего сына Л.Н. Толстого) лежит в основе действия, направленного на будущее, которое представлено в проекте двумя другими портретами детей. И эти дети - прапраправнуки Толстого - будущее Ясной Поляны.
Проект включает в себя также перевод на немецкий язык издание рассказа "Чем люди живы" (тираж - 1000 экз.), что позволяет приобщить посетителя выставки к мало известному в Германии творчеству писателя последних лет жизни.