Среди зданий, разместивших в своих стенах музейное объединение – Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, особняк, в котором располагается Хвалынская картинная галерея, самый солидный по возрасту. Дата его постройки – 1877 год.
Уличный плоский, с едва намеченными ризалитами, фасад дома выстроен по классической трехчастной схеме. Ризалиты пространственно подчеркнуты полуколоннами и аттиками. Выразительность фасаду придают большие окна. Большинство рельефных деталей выделено также цветом – белым на фоне красноватого поля стены. Благодаря насыщенному декору постройка не может остаться незамеченной. Оказавшись внутри особняка, неожиданно обнаруживаешь, что он достаточно просторен. Интерьеры сохраняют стильный колорит.
До революции здание принадлежало потомкам А.Н. Радищева – семье его внука А.В. Радищева. С начала XX века в этом доме жила дочь Алексея Васильевича Ольга Алексеевна с мужем В.Ф. Ореховым, профессиональным художником и археологом. Здесь подолгу жил и брат О.А. Радищевой тоже художник Лев Алексеевич Радищев, приезжавший в родной город из Москвы, Петербурга и Саратова, где он учился и работал. В гостях в доме Радищевых бывали К.Петров-Водкин, И.Елатонцев, И. Горюшкин-Соропудов, Г.Платонов и другие художники, работавшие в Хвалынске.
Л.А. Радищев в 1890-е гг. окончил Строгановское центральное училище технического рисования в Москве. Именно он является автором сохранившихся в здании галереи росписей на стенах и мебели, решенных в декоративной стилистике модерна. Настенные композиции с природно-мифологическими сюжетами (Прометей, прикованный к скале, жена спартанского царя Леда с лебедем, в которого превратился Зевс, хвалынские холмы и овраги, берег северного моря с избушкой рыбака) окружены орнаментальными рамками. Росписи отличает богатство контурных линий, гармоничное сочетание красивых приглушенно-матовых цветовых пятен. Криволинейный рисунок оконных и дверных проемов, встроенные буфеты и шкаф органически связаны с отделкой стен и печей и сообщают пространству ту цельность, которая является одной из основных примет модерна. В нижний этаж, где прежде располагались комнаты прислуги и кухня, ведет старинная деревянная лестница.
Особняку Радищевых удалось во многом сохранить свой первоначальный облик и после того, как он был национализирован. С 1927 года здесь разместилась городская общественная библиотека, она располагалась в этом здании до 1960 года, когда было принято решение об открытии в Хвалынске картинной галереи. К сожалению, настенные росписи к тому времени уже были скрыты под слоем клеевой побелки. Только в 2002 году они были расчищены, их восстановление требует средств и работы опытных реставраторов.
В настоящее время в постоянной экспозиции картинной галереи представлены произведения разных жанров изобразительного искусства, работы К.Петрова-Водкина, П.Кузнецова, И.Горюшкина-Сорокопудова, К.Крыжицкого, А.Лентулова. Н.Удальцовой, И.Чайкова, М.Манизера, многих других известных мастеров, современных живописцев и графиков, приезжающих на летние пленэры в Хвалынск, а также местных художников.
21 марта 2007 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиале Радищевского музея) состоялся юбилейный вечер «Дверь отперта. Переступи порог…», посвященный 130-летию постройки здания Хвалынской картинной галереи. С прошлым и настоящим дома, ставшего музеем, познакомились юные участники вечера – учащиеся школы №3 г.Хвалынска.
Программу юбилейного празднования составили экскурсия с рассказом об особенностях внешнего и внутреннего облика здания галереи, фильм о жизни и творчестве Л.А. Радищева, а также викторины «Художественная жизнь Хвалынска» и «Архитектурные памятники родного города», которые вовлекли участников вечера в беседу о богатейших культурных традициях Хвалынской земли.
Е.Пондина