Новая выставка Лувра - "Пракситель" - стала крупнейшим культурным проектом, посвященным античной скульпторе за всю историю Франции.
Пракситель великий греческий скульптор, художник, который первым осмелился изваять нагое женское тело. Он и в наши дни является одним из самых знаменитых скульпторов древности. Цель выставки как можно более полно рассказать о творческом пути мастера. Но, одновременно, организаторы экспозиции приглашают посетителей Лувра обратить внимание на следы оставленные им в истории искусства, что может помочь лучше понять Праксителя, чья личность для нас остается загадкой, и его творчество.
Ни на одной экспозиции в прошлом не было представлено такого количества произведений, исполненных в мраморе и бронзе, которые можно справедливо считать образцами стиля Праксителя и его школы. Рядом с ними демонстрируются работы, приписывавшиеся скульптору в течение веков, от Античности до наших дней. Таким образом, посетитель может представить, каким Праксителя видели люди прошлого, как они идеализировали и придумывали его фигуру. Кураторы выставки надеются, что она поможет открыть Праксителя заново и, возможно, приблизиться к пониманию того, каким он был в действительности. Также эта выставка введение в мир греческой скульптуры. Область культуры, о которой большинство европейцев имеют хотя бы поверхностное представление, но редко обладают реальными знаниями о ней, несмотря на роль, сыгранную наследием Греции и Рима в формировании европейской цивилизации.
Перемещаясь по залам, занятым экспозицией, посетитель совершает путешествие не только в пространстве, но и во времени, из IV века до н. э. в современность. Выставка состоит из шести разделов, каждый из которых соответствует той эпохе в истории, когда влияние греческого мастера на искусство было особенно сильным.
К сожалению, нумизматические и литературные памятники, представленные в витринах, единственные сохранившиеся относительно достоверные источники, которые могут пополнить наши знания о скульпторе. Так как, фактически, все его произведения пали жертвами разрушительного действия времени или превратностей истории.
Достоверно о Праксителе известно лишь то, что он родился в Афинах и принадлежал к династии скульпторов. Все сведения о его дальнейшей жизни, несколько занимательных историй, которые мы находим у греческих и римских авторов, скорее легенды, нежели достоверные факты.
Пракситель жил между 400 и 330 годом до н. э., вершины своей карьеры он достиг около 360 года до н. э. В то время большинство греческих скульпторов отдавали предпочтение бронзе, как материалу для создания статуй, но Пракситель предпочитал мрамор. Он был настоящим гением в обращении с этим материалом и во многом ответственен за широкое распространение известности белого Паросского мрамора.
Работ, принадлежащих времени Праксителя на выставке немного. Ядро экспозиции составляют воспроизведения творений греческого мастера, созданные скульпторами Рима. Собственно, большинство произведений греческих скульпторов известны нам по их римским копиям.
Некогда римляне были очарованы Праксителем и перевезли в Вечный город ряд его работ, населив ими форумы, дворцы и сады. Но желающих иметь произведения афинского мастера было слишком много и, вскоре, римские художники стали делать копии наиболее известных статуй. Таким образом, посетители выставки имеют уникальную возможность сравнить эти копии. И постараться, вслед за специалистами, сравнивая копии, найти в них черты утерянного оригинала
Особенно интересно применить этот метод изучения экспозиции к скульптурным типам, авторство которых можно с уверенностью приписать Праксителю. Например, Аполлону Сауроктонскому (Аполлон, поражающий ящерицу), Отдыхающий сатир или Афродита Книдская, первое изображение обнаженного женского тела в истории греческой скульптуры.
Деятельность эллинистических и римских скульпторов, естественно, не ограничивалась изготовлением копий работ именитых предшественников. Но черты, свойственные стилю Праксителя, нередко можно обнаружить в их собственных произведениях. И кураторы выставки предлагают зрителям рассказ о влиянии школы афинского скульптора на античное искусство. Рядом с произведениями древних скульпторов, несущих явные следы влияния творчества Праксителя, произведения мастеров XVI - XIX веков.
Художники XVI или XVII века никогда не видели не только оригиналов, но, нередко, даже копий работ знаменитого мастера. Зная их лишь по описаниям, они старались воспроизвести их. В последующие два столетия знания об античном искусстве множились, что хорошо видно на примере работ художников этого времени, также стремившихся воскресить стиль афинского скульптора. Однако на выставке можно найти не только интерпретации творчества Праксителя, созданные его коллегами художниками, но и принадлежащие историкам искусства. Поэтому рядом с работами, которые ныне признаны произведениями Праксителя, можно найти статуи, как правило, очень высоко уровня, которые некогда считали его творениями.
(с) Музеи России
Сайт Лувра: www.louvre.fr Перевод официального сайта музея: http://louvre.historic.ru