В необычайно теплые дни марта 2007 года Музей Е.А. Боратынского в Казани отмечает свое 30-летие.
Оглядываясь на прошедшие десятилетия существования музея, с достаточной долей уверенности можно выделить три этапа его истории. Первый пришелся на время активизации в стране историко-краеведческого движения и создания большого количества музеев на общественных началах, среди которых крупной и самой, пожалуй, активной группой были музеи школьные.
В 1973 году преподаватель русского языка и литературы средней школы № 112 Вера Георгиевна Загвозкина вместе со своими учениками, членами кружка "Любителей поэзии Е.А. Боратынского", начали поисковую работу, изучая "казанские" следы пребывания Е.А. Боратынского в Казани и жизнь его потомков, владевших некогда усадьбой на улице Большой Лядской (после революции ул. А.М. Горького). Поисковая работа Веры Георгиевны и ее кружковцев принесла обильные плоды. Было собрано около 2 тысяч подлинных материалов, и в 1976 году собранным коллекциям было предоставлено помещение в только что построенной казанской средней школе № 34 (ул. Короленко, 26). Для создания музейной экспозиции был приглашен московский художник, большой любитель поэзии Боратынского, Михаил Борисович Стриженов. Всестороннюю методическую помощь оказали сотрудники Государственного музея ТАССР, ныне Национального музея Республики Татарстан.
21 марта 1977 года состоялось торжественное открытие музея. Его фонды и экспозиция оказались столь значительными, что хлопоты В.Г.Загвозкиной присвоить музею статус государственного увенчались успехом, и с 1981 года он стал филиалом музея А.М. Горького, а с 1983 г. - филиалом Государственного Объединенного музея ТАССР, ныне Национального музея РТ.
Следующий этап жизни музея начался в 1983 году с приходом нового директора, которым стала выпускница исторического факультета Казанского государственного университета Ирина Васильевна Завьялова. Музейный бум, связанный с бурным развитием туризма в стране, все еще продолжался, экскурсионные бюро работали на полную мощность, и музей Боратыского принимал большое количество организованных групп, большую часть которых составляли школьники. Одиночных посетителей практически не было, потому как расположен музей был в школьном здании, где существовали свои правила и порядки, вдали от наиболее посещаемого туристами старого центра Казани.
В это время в отечественном музееведении появляется некое новшество, названное термином "музейная педагогика", и музей Боратынского влюбляется в нее. Расширяются формы и методы работы с посетителями, создаются первые цикловые занятия, музыкально-тематические программы, начинает формироваться курс для старшиклассников "Основы музееведения" в рамках ознакомления учащихся с музейными профессиями. Именно в этот период была заложена основа, позволившая в дальнейшем перерасти рамки "школьного", мало кому известного музея, и стать неотъемлемой частью культурной жизни Казани.
В 1991 году начался новый этап развития музея Боратынского, прекрасный и ужасающий. В кризисные 90-е годы в стране произошло колосальное падение посещаемости музеев, остро ощущался дефицит ресурсов и в первую очередь финансовых, началась смена культурных и идеологических предпочтений, явно обозначилось снижение общественного интереса к музеям. Однако, внешние и внутренние импульсы сплетаются весьма причудливым образом и часто трудности и возникающие проблемы подталкивают к поискам нового.
Именно в этот момент музей Боратынского начинает возвращаться в "родные палестины" - он получает отреставрированный флигель усадьбы Боратынских в старом центре Казани, где в 1991 году открывается выставка "Страницы семейного альбома". При полном отсутствии выставочных площадей, в музее все же проходят выставки, в том числе к 200-летию А.С. Пушкина - "Пушкин и Казань. Город и его жители в жизни и трудах сочинителя Александра Пушкина", и интерактивная выставка-игра "из чемоданчика" "Возможно быть другим" (ДОМ и Голландия). В эти годы складывается собственный стиль работы с посетителями, формируется "своя" аудитория, идет непрерывная работа над имиджем музея, созвучная личностным пристрастиям и предпочтениям его сотрудников.
Именно благодаря им в 1994 году в музее появляется такая традиция как ежегодные "Литературные чтения в усадьбе Боратынских" (см. http://www.tatar.museum.ru/Boratynsk/muspr.htm), которые через десять лет приведут к возникновению при музее клуба "Любителей казанской старины" (см. http://www.tatar.museum.ru/nm/club1.htm). Или создание циклов популярных занятий для младших школьников "Сказки дядюшки Гусиное Перо" и двухгодичной программы для старшеклассников "Скворечник", получившей первое место в номинации "Школа в музее" на 7-м Всероссийском фестивале "Интермузей-2005" (см. http://www.tatar.museum.ru/Boratynsk/Culture_skvorez.htm) .
За годы существования во флигеле усадьбы Боратынских музей хорошо обжил его, сделал заметным на культурной карте города и стал перерастать его стены. Он стоит на пороге нового этапа, тектонические толчки которого ощущаются сотрудниками музея вот уже год-два. Что станет водоразделом - подскажет сама жизнь. Это может быть новая экспозиция, реставрация главного усадебного дома, обращение к музейному проектированию и новым технологиям. По всем этим направлениям в музее ведется активная работа, и сотрудники музея с надеждой и некоторым трепетом смотрят в будущее.
Официальный сайт музея - http://www.tatar.museum.ru/Boratynsk/Default.htm.
PS. Новый проект Музея Е.А. Боратынского "Дом с привидениями" стал финалистом конкурса Благотоворительного фонда В. Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2007 года в номинации "Технологии музейной экспозиции".
Пожелаем удачи Музею Е.А. Боратынского в год его 30-летнего юбилея!