В рамках программы "Специальные гости" Второй Московской биеннале современного искусства открывается выставка Вали Экспорт.
Впервые в России демонстрируется ретроспектива работ ВАЛИ ЭКСПОРТ / VALIE EXPORT (творческий псевдоним австрийской художницы Вальтрауды Ленер / Waltraud Lehner, взятый автором в 1967 году). Организаторы проекта сделали акцент на произведениях 1960-х и 1970-х годов, которые должны наглядно показать русской публике новаторство феминистского акционизма ВАЛИ ЭКСПОРТ. Представлены также две инсталляции 1990-х годов и новая работа, созданная специально для Москвы.
"С середины 1960-х годов ВАЛИ ЭКСПОРТ - и как художник, работающий с различными выразительными средствами (перформанс, видео, фотография, кино, медиа), и как куратор выставочных проектов, и как автор теоретических работ, - поднимает вопросы конструирования различных систем репрезентаций, с помощью которых создается социальная реальность, исследуя их с особой, женской позиции. Эта позиция, кроме прочего, придает произведениям художницы статус значительного и весомого критического высказывания в адрес масс-медиа.
В своей художественной деятельности ВАЛИ ЭКСПОРТ соединяет творческую и критическую практики - авангард и феминизм, кино и критику репрезентации, перформанс и критические исследования культуры. И по сей день характернейшей особенностью ее метода, проявляющейся во всех работах, является конкретный анализ политики образов.
Организаторы выставки полагают важным и интересным то обстоятельство, что феминистский концептуализм ВАЛИ ЭКСПОРТ 1960-х годов и ее активный критический анализ масс-медиа в более поздний период вступают в виртуальный диалог с локальной художественной традицией. Так, по их мнению, феномен московского концептуализма 1970-х и 1980-х годов и радикальные акции столичных художников после развала Советского Союза могут образовать своего рода параллель к работам ВАЛИ ЭКСПОРТ.
Чтобы представить себе весь взрывной потенциал работ ВАЛИ ЭКСПОРТ, нужно вспомнить о тех социальных и юридических ограничениях, которые были наложены на австрийских женщин в 1960 - начале 1970-х годов. Радикальные произведения ВАЛИ ЭКСПОРТ ставили под сомнение репрессивный характер австрийского послевоенного общества и засилие черствого католицизма. Женщине, утверждала художница, не принадлежит даже ее собственное тело: "Телу женщины разрешается функционировать лишь тогда, когда это нужно мужчине или обществу".
"Работы ВАЛИ ЭКСПОРТ были и остаются направляющими при решении проблем, которые образы, создаваемые техникой (technische Bilder), ставят перед стремящимися к самоопределению женщинами. Не только потому, что ЭКСПОРТ была одной из первых художниц, начавших использовать в качестве материала свое собственное тело, - то самое женское тело, на конструировании и деконструкции которого основывался ее собственный фантазматический образ, - но и потому, что она довольно рано сама захватила "господство" над теми визуальными техническими средствами, которые создают женские тела". (Christina von Braun, Warum etwas zeigen, was man sehen kann?)
В новых работах ВАЛИ ЭКСПОРТ можно увидеть стратегию "подрывного утверждения" и сверхидентификации в тех значениях, которые этим понятиям придавал Мишель де Серто. Художница берет за основу шокирующие изображения, которые она находит в Интернете, или сведения из средств массовой информации (так, в инсталляции "Башня Калашникова" (Kalaschnikovturm) она в реальности воссоздает связанную с разоружением двусмысленную ситуацию, сведения о которой были почерпнуты из небольшой газетной заметки). Визуализация смертных казней в Китае или ужасов войны в Ираке - "другая" (в смысле де Серто) продукция. Художница высказывается "не посредством собственной художественной продукции, но особым способом обращения с той массовой продукцией, что навязывается нам (…) доминирующим порядком" (Michel de Certeau, Kunst des Handelns 2), в нашем случае - с помощью доступных каждому фотографий из интернета.
Использование "другой продукции", циркуляция которой происходит "в поле зрения врага", Де Серто называет "тактикам"и. Подобная тактика позволяет художнице принимать участие в определенных политических дискурсах, приспосабливать их к своим нуждам и одновременно расшатывать изнутри, знакомиться с языком и грамматикой этих дискурсов, но при этом "не соединяться с системами", а "хитроумно прочерчивать внутри этих систем различные интересы и желания" (Де Серто).
При этом ВАЛИ ЭКСПОРТ доходит до крайних пределов терпимого - например, когда она затрагивает тему жестоких обрядов, уродующих женское тело или когда показывает нам фотографии людей, убитых электрическим током - противопоставляя, таким образом, радикальный момент рефлексии холодному расчету масс-медиа."
Куратор: Хедвиг Заксенхубер / Hedvig Saxenhuber (Австрия)
Программа проекта:
2 марта, 20.00. Клуб "Сине фантом", Фрунзенская набережная, дом 12. Презентация фильма "Практика любви". Встреча с Вали Экспорт
3 марта, 11.00-14.30. ГЦСИ, Зоологическая улица, дом 13, строение 2, Малый зал. Симпозиум "Политизация искусства сегодня?"
Программа:
11.00. - 11.15. Хедвиг Заксенхубер: Вступление
11.15. - 12.00. Сильвия Айблмайер: Расколотая реальность, Встреча с семьей, Символические знаки тела, ранние работы Вали Экспорт
12.00.- 12.45. Кети Чухров: Политика субстракции
12.45. - 13.30. Йенс Кастнер: Оружие, нефть и телевидение. Новые войны и проверка временем работ Вали Экспорт
13.30. - 14.30. Дискуссии, Вали Экспорт, Мила Бредихина и Давид Рифф
3 марта, 15.00. ГЦСИ, Зоологическая улица, дом 13, строение 2, Малый зал. Пресс-конференция в связи с открытием выставки ВАЛИ ЭКСПОРТ, а также других. Вход по аккредитации
3 марта, 17.00. ГЦСИ, Зоологическая улица, дом 13, строение 2, Выставочный зал. ВАЛИ ЭКСПОРТ. Вернисаж выставки (I часть экспозиции)ю Вход по пригласительным билетам. Выставка работает 4 - 28 марта 2007
3 марта, 19.00. Фонд культуры "Екатерина, Кузнецкий мост, дом 21/5, подъезд 8 (Вход с Большой Лубянки). ВАЛИ ЭКСПОРТ. Вернисаж выставки (II часть экспозиции). Вход по пригласительным билетам. Выставка работает 4 марта - 3 апреля 2007