Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919) рисовал пейзажи всю свою жизнь, но в первые два десятилетия его долгой художественной карьеры они играли особую роль, являясь территорией для живописных экспериментов. Именно пейзажи дали возможность художнику отточить свои профессиональные навыки.
Сегодня, на первом более чем за 20 лет серьезном показе работ Ренуара в Соединенном королевстве, впервые исследуется развитие пейзажа в творчестве мастера. На экспозиции в Национальной галерее собрано около 70 полотен мастера из европейских, американских коллекций и даже из музеев таких далеких Токио и Сан-Пауло.
Выставка "Пейзажи Ренуара" начинается с 1865 г., времени, когда молодой художник встретился и начал работать рядом с Моне, Сезанном и Сислеем. В произведениях, например, "Лягушатник" (1869; Национальный музей, Стокгольм), этого периода Ренуар демонстрирует замечательную способность не только подражать стилистическим новшествам своих товарищей импрессионистов, но и творчески переосмыслять их.
К 1870-м гг. определилась живописная манера художника - он покрывал холсты сетью быстрых серебристых мазков. И в этот момент он начинает исследовать свет и экспериментировать с пространственным построением картин, возможно, более чем любой, из его коллег импрессионистов стремясь достичь живописной свободы.
В начале 1880-х гг. Ренуар совершил путешествие в Италию и Северную Африку. В Алжире он заново открыл для себя солнечный свет и цвет. Его любовь к Венеции можно почувствовать посмотрев полотно "Площадь Сан-Марко" (1881; Институт искусств, Миннеаполис). Начало отхода живописца от принципов импрессионизма можно наблюдать в таким картинах, как "Везувий" (1881) или "Неаполитанский залив" и "Утро" (1881) из Метрополитен музея (Нью-Йорк).
Выставка оканчивается 1883 г. искрящимися красками полотнами, исполненными художником тем летом, когда он посетил Гернси - остров в проливе Ла-Манш. В последующие годы Ренуар все больше времени уделяет изображению людей, хотя иногда он писал пейзажи, они перестали быть творческой лабораторией, где художник опробовал новые техники живописи, как это было в первые десятилетия его творчества.
Экспозиция разместилась в четырех залах музея, где в хронологическом порядке представлены лучшие пейзажи Ренуара. Есть на выставке притягательные импрессионистические изображения природы. Среди этих солнечных пейзажей "Моне, рисующий в своем саде в Аржетее" (Музей искусств, Хартфорд) и принадлежащий Лондонской Национальной галерее "Ялик" (1875), пользующийся неизменной популярностью у зрителей.
Виды любимого художником Парижа и панорамы далеких экзотических городов, изображения природы в состоянии абсолютного первозданного покоя и штормовых волн - на выставке "Пейзажи Ренуара" представлен весь спектр состояний природы волновавших Ренуара и вдохновлявших его на создание новых живописных произведений.
Ренуар долгие годы остается любимцем публики - сегодня организаторы выставки стремятся вновь привлечь внимание к наиболее смелым и волнующим живописным экспериментам его ранних работ.
(с) Музеи России
Сайт Лондонской Национальной галереи http://www.nationalgallery.org.uk