21 февраля в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений ленинградского художника Николая Ионина. Экспозиция включает более 100 произведений живописи и графики из собрания ГРМ и семьи мастера.
Николай Александрович Ионин (18(30) ноября 1890, дер. Наволока Новгородской обл. - 15 ноября 1948, Ленинград).
Душевная стойкость, верность правде жизни, одухотворенность, умение видеть большое в малом - основные черты творчества Николая Александровича Ионина.
Уроженец Новгородской губернии, Ионин в 1908 году приезжает в Петербург. Учится в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем начинает занятия в Академии художеств, прервавшиеся на время его службы в армии (вначале Российской, затем Красной). Демобилизовавшись, он возобновляет учебу в реорганизованной во Вхутемас Академии художеств в мастерской великого русского художника К.С. Петрова-Водкина. Закончив ее в 1922 году, Ионин уверенно входит в современное ему искусство Петрограда-Ленинграда. Ученик Д.Н. Кардовского и К.С. Петрова-Водкина, он с первых шагов заявляет о себе мастерскими, насыщенными активным восприятием действительности, живописными полотнами и графическими листами. В 1920-е годы он создает произведения, которые и сегодня являются наиболее значительными в его наследии. Пластически монументальные, образно значимые, наполненные символикой современности "Женщина в красном", "Портрет Е.Н.Иониной (жены художника, сестры А.Н.Самохвалова)", "Женщина в платочке" стали выражением духа эпохи, стиля нового искусства. Очевидное влияние Петрова-Водкина, соединено в них с программными авторскими отсылками к наиболее важным для художника явлениям мирового искусства: пластике Древнего Египта, русской иконе и супрематизму.
Н.А.Ионин входит в художественные объединения "Община художников", "Общество живописцев", обнаруживает несомненную близость к "Кругу художников", с его концепцией "живописного реализма".
Наделенный большим колористическим дарованием, он разрабатывает символику и эмоциональный строй красного цвета, несомненно, доминантного во всем его творчестве. Именно темпераментное цветовое решение является главной составляющей его "индустриальных" произведений 1930-х годов: "На верфи", серия "Севкабель", созданная на тему колхозного труда "Свинарка с поросятами". Он пишет в эти годы и ряд заказных картин историко-революционной тематики, от которых справедливо осталась сегодня "Золотая лестница" (Этюд к картине "Выступление М.И. Калинина перед рабочими") - маленький живописный шедевр. Видимо, уже в это время к художнику приходит неприятие к подобной - заказной - работе. Всегда избегающий публичности, не гонящийся за сиюминутной славой, Ионин погружается в мир родной природы, пишет натюрморты, портреты крестьян и своих близких. Звучание этих произведений становится все более камерным, замкнутым, внутренне-напряженным.
Война застает художника в Ленинграде. После страшной блокадной зимы, весной 1942 года Н. А. Ионин с семьей был эвакуирован в Киргизию. Там, в поселке на окраине Фрунзе, начался новый период творческой деятельности художника. Новый, полный солнца, ярких красок, зелени, цветения мир резко контрастировал с убогой, полуголодной жизнью, с личными трагедиями (в войну Ионин потерял своего старшего сына). Его произведения этих лет, живописные и графические, становятся настоящим документом эпохи, наполняются потрясающей - почти исповедальной - искренностью. Это, по сути, дневник художника, в котором фиксируется и быт семьи, и красочные национальные костюмы киргизов, и работы на опытном поле, в которых принимал участие и сам автор.
Опыты пленэризма и пространственных построений киргизских пейзажей сказались в живописи Н.А. Ионина послевоенного периода. Он возвращается к довоенной серии "Ленинград и его пригороды", дополняя ее произведениями, в которых появляется новый - более монументальный формат, цвет приобретает более плотное, локальное качество. Одной из лучших работ этого времени является серия пейзажей "Климовщина" (по названию деревни в Новгородской области). Сдержанные, подчеркнуто этюдные, они насыщены особым лиризмом, пониманием истинной - не внешней - ценности жизни.
Когда сейчас сопоставляешь ранние и поздние периоды творчества Н.А.Ионина, нельзя не признать, что начало его искусства было более мощным, что данные ему масштабы дарования полностью не были осуществлены. Кто в этом виноват: художник ли, эпоха, в которую ему пришлось жить? Ответа на это нет. Созданная Николаем Иониным в последние годы жизни серия автопортретов свидетельствует о том, что сам автор понимал это трагическое несоответствие. Подчеркнуто демократичные, абсолютно искренние, лишенные какой-либо презентабельности, они поражают, прежде всего, духовной силой, мужественным осознанием своего высокого предназначения художника, отстоявшего в нелегкой битве свой спор со временем.