Одноименная выставка была приурочена к юбилейным торжествам по случаю 150-летия Третьяковской галереи и проводилась в Москве в Малом Манеже в 2006 году. Это был первый вернисаж такого рода за последние десятилетия. Прекрасным его продолжением станет выставка во Владимире, на которой представлено более 50 произведений живописи и скульптуры мастеров XVIII - XX веков. По существу, зрители увидят как бы небольшой музей, отражающий многие направления отечественного искусства за два с половиной столетия, воплотившиеся в широком жанровом разнообразии произведений. Но главная задача выставки - не в том, чтобы повторить "в миниатюре" постоянную экспозицию Третьяковской галереи, а в том, чтобы привлечь внимание посетителей к произведениям прекрасным, но редко показываемым, полузабытым, а то и совсем неизвестным.
На выставке каждый может открыть для себя что-то новое, будь то работы знаменитых художников XVIII и первой половины XIX века - Н.Аргунова, Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского, О.Кипренского, К.Брюллова, или малоизвестных - А.Егорова, Н.Ломтева и Н.Чернецова. То же можно сказать и о живописи второй половины XIX и начала XX столетия. Немногие видели "Портрет Александра II" К.Маковского или помнят работы "Прерванное обручение" А.Волкова, "Пансионерки" М.Петрова, "Смотрины" Н.Неврева, "Соперницы" Н.Касаткина. Редко показываются даже на выставках уникальные произведения -"Портрет О.Д.Талаевой" И.Бродского, "Балетная уборная" З.Серебряковой.
Превосходно представлена живопись первой половины XX века. Здесь практически нет работ традиционного соцреализма. Имена знакомые, но работы "свежие", необычные и очень качественные - "Катенька у окна" П.Кончаловского, "Осень в провинции" Б.Кустодиева, "Натюрморт с фарфоровыми статуэтками" И.Машкова. Отечественная линия русского пейзажа в рамках этой хронологии прекрасно продолжена произведениями А.Рылова, Н.Крымова, К.Юона и других авторов.
Особенно интересен небольшой раздел русской скульптуры XVIII - начала XX века. На выставке представлены работы 10 авторов. Среди них есть произведения как малоизвестных скульпторов (например, работавшего в России в XVIII веке итальянского мастера Б.Кавачеппи), так и знаменитых - жанриста М.Чижова ("Резвушка" и "Мать, обучающая дитя грамоте"), анималистов А.Обера и П.Клодта, известного портретиста П.Трубецкого. У владимирцев впервые появится возможность увидеть на примере отдельных произведений линию развития классической скульптурной традиции XIX века и появление первых признаков нового пластического мышления начала XX столетия.
Каждый крупный музей имеет свои запасные фонды. Запасник - это музейный резерв, из которого берутся произведения для выставок, для обновления постоянной экспозиции, для проведения научных исследований, экспертиз и т.п. Запасники практически не доступны для широкого зрителя и потому всегда вызывают повышенный интерес у любителей искусства. Открыть фонды музея для всех желающих - невозможно, но публиковать и показывать посетителям хранящиеся там произведения - необходимо, так как это важная часть культурного наследия России.