6 ноября российская делегация знакомилсась с музеями Эдинбурга. О начале путешествия см.
http://www.museum.ru/N29844 Первое утро в Эдинбурге обещало нам очередной ясный солнечный день. Завтрак по-шотландски мало, чем отличался от английского, разве что грибами большего размера. Нам предстоит провести в Эдинбурге еще две ночи. Сытые, довольные и готовые к новым впечатлениям, мы отправились в Глазго, по пути осматривая исторические места столицы Шотландии: Эдинбургский замок-сердце страны, где выставлены королевские регалии. Построенный в 12 столетии высоко над городом на черной базальтовой скале, это, безусловно, самое величественное место Эдинбурга. Ниже крепости расположена средневековая часть города с романтическим лабиринтом исторических зданий и переулков. Так называемый "новый город" - это стройные ряды домов в георгианском стиле. И вдруг справа по курсу мы видим многоэтажную бетонную "коробку". Дома, построенные для малообеспеченных, так и не были заселены, желающих оказалось немного. Проект провалился и "коробки" сносят.
Дорога до Глазго заняла не более 2 часов, и вот мы в крупнейшем городе Шотландии и признанном центре стиля, дизайна и архитектуры. Первая остановка - Национальный музей Глазго Кельвингроув. Авторы новой экспозиции отказались от многих традиционных музейных приемов, в частности от хронологического. Выстроенные тематически, экспонаты работают с большей смысловой нагрузкой, раскрываются с самых неожиданных сторон. Наши английские коллеги Хью и Лу в качестве экскурсоводов провели группу сначала по "красной" зоне под названием "Выражение" (скульптура, дизайн, искусство и т. д.), а затем по синей зоне "Жизнь" (естественная история, природа, археология, науки).
Интересно представлена художественная коллекция музея. Приятно озадачил неожиданно насыщенный желтый цвет стен галереи, а тематика разделов оказалась жизненной и понятной даже детям: портреты, события, вещи и объекты, местности. Тематика исторических залов определилась, видимо, тоже не сразу, а после определенного мониторинга. Темы интересны и актуальны. Судите сами: "Конфликты и их последствия", "Культура разных стран мира" и, конечно, "Шотландская идентичность в искусстве".
При посещении музея Кельвингроув создавалось ощущение полного комфорта. И хотя Mini Museum адресовался детям до 5 лет, мы с Натальей Никитиной "зависли" там надолго. Предметы из разных музейных коллекций в сочетании с интерактивными уголками, представляли разделы: Mini museum features (уши, глаза, нос, рот); mini museum faces (лица и мордочки), mini museum feet (ноги, лапы), mini museum shoes (простая и необычная обувь). Мы припали к фотоаппаратам, а вокруг дети, родители примеряли обувь, маски, носы, придумывали лица на вращающейся голове-макете. Мы не первый день в Британии и это уже не первый музей на нашем пути, но Национальный музей Глазго, несомненно, один из лучших в использовании нетрадиционных дизайнерских решений в представлении музейных предметов и в более глубоком раскрытии образовательного потенциала коллекции.
С сожалением мы покидали Глазго, так и не успев его рассмотреть. Но знакомство с национальными музеями Глазго продолжалось. Их оказалось 15, и все они финансируются из муниципального бюджета, а для посетителей совершенно бесплатны.
Начало недели продолжало радовать всех солнечной безветренной погодой. Мы прогулялись по Поллок Кантри парку. Нас радушно приняли кураторы музея Барелла, который после смерти в 1950 году завещал свою богатейшую коллекцию городу Глазго. Неоднозначно российские музейщики восприняли здание музея и принципы подачи материала, но в одном все сошлись единодушно - в парке явно не хватает Лудурвайской мельницы. На ее фоне пасущиеся рыжие шерстистые шотландские коровы смотрелись бы так гармонично!
Каждый для себя в галерее открытия все же сделал. Марина Рупасова углубила свои знания в искусстве и узнала, что кроме голубых танцовщиц у Дега есть еще и красные. При общении с коллегами выяснилось, что в Шотландии система образования - модульного типа и принципиально отличается от академической. В музее Барелла работают с детьми настоящие средневековые рыцари в доспехах. Кстати, детей фотографировать запрещено без согласия родителей.
Вернуться засветло в Эдинбург не оставалось надежды, поэтому группа "отвела душу" в музейном магазине. Теперь у Лизы есть кошка, у Ларисы - коллекция римских, кельтских и египетских колечек, а Наталья Николаевна, так и не купив графин-утку, теперь обладает коллекцией фарфоровых ложечек.
Марина Нургалиева, проект "Палеодеревня"
Продолжение путешествия см. http://www.museum.ru/N30095
Сайт Национального музея Глазго Кельвингроув http://www.glasgowmuseums.com