Строительство здания Магистратов, где ныне расположена Галерея Уффици (что в переводе с итальянского "службы" или "канцелярии"), было начато 23 марта 1560 года. В 1581 году Франческо I Медичи превращает его в музей. Однако общедоступным музеем галерея Уффици становится лишь в XVIII столетии. Проект здания Магистратов был подготовлен аретинским художником и архитектором Джорджо Вазари. Лучшей кандидатуры на место создателя здания музея невозможно представить. Ведь именно этот человек положил начало истории искусства, создав книгу "Жизнеописания знаменитых живописцев". Истоки собрания прославленного флорентийского музея, естественно, восходят к коллекции рода Медичи, правившего Флоренцией многие столетия.
В Галерее Уффици хранится множество шедевров эпохи Возрождения. Но многие годы визитной карточкой музея (а, следовательно, и флорентийского искусства) остаются картины Сандро Боттичелли (1445-1510) неудавшегося ювелира и талантливого живописца. Парадоксально, что главный музей Флоренции - "колыбели Ренессанса" - представляют произведения мастера, в чьем творчестве соединились традиции готики и Возрождения.
Несмотря на то, что большинство картин кисти Боттичелли, дошедшие до наших дней, хранят изображения библейских героев и событий, прославили последнего великого мастера Кватроченто образы античных богинь.
Сандро Боттичелли пользовался успехом и создал множество картин. Он входил в число придворных художником Лоренцо Великолепного. Был приглашен в Рим, где украсил фресками стены капеллы Сикста IV. Хотя позднее художник примкнул к противникам Медичи и Папы, возглавляемых Савонаролой. Монахом, мечтавшим превратить Флоренцию в монастырь городского типа. В те годы Боттичелли сам, в порыве религиозного исступления, уничтожил многие свои картины, посвященные богам и героям Античности. Вместе с другими произведениями искусства, книгами, нарядами, украшениями их поглотили "костры тщеславия", горевшие на площади Синьории. Сегодня же мир помнит Боттичелли как автора "Весны" (1482) и "Рождения Венеры" (1485), находящихся в собрании Уффици.
Работать над этим циклом мифологических произведений, где ясность контура, изящество цвета соединены с текучей грацией готических статуй, Боттичелли начал вскоре после возвращения из Рима, в 1482 году.
"Весна" самое загадочное и спорное из произведений флорентийского мастера. Весна, главная героиня картины, едва касаясь земли, летящей поступью, движется по цветущему саду. Саду Венеры. Сама богиня любви стоит в тени апельсиновых деревьев. Ее сын, Амур, с завязанными глазами, посылает на землю свои зачарованные стрелы, дарящие любовь. Три грации водят привычный хоровод. Зефир, бог западного ветра, преследует нимфу. Последняя сцена заставляет ряд исследователей видеть разгадку сюжета панно в стихах Овидия. Римский поэт описывает наступление Весны как превращение нимфы Хлорис в богиню весенних цветов Флору. В которую ее обратил Зефир, воспылавший к ней страстью.
Возможно, ученым никогда не удастся расшифровать все символические значения "Весны". Во всяком случае они не смогут в этом вопросе договориться. Новые версии толкования "Примаверы" возникают с завидной регулярностью. Однако разве так уж это важно? Вероятно, если глаза, душа, разум способны ощутить ее красоту, то главное зритель уже понял.
В то же время, что и панно "Примавера", написано полотно известное как "Паллада и Кентавр". Обе работы были заказаны покровителем Сандро, Лоренцо ди Пьерфранческо из рода Медичи, одновременно. Некогда они висели рядом. Многие столетия считалась, что главная героиня полотна Афина Паллада, но некоторые специалисты полагают, здесь изображена не она, а Камилла, героиня "Энеиды". В эпоху Возрождения она была известна благодаря книге "Знаменитые женщины" Джованни Боккаччо и считалась образцом целомудрия. Поэтому изображения Камиллы часто появлялись на предметах, входивших в приданое юных итальянских невест. Исследователи, придерживающиеся этой гипотезы, предполагают, что обе картины были написаны к свадьбе их будущего владельца.
В свою очередь не нужно знания поэзии Полициано, вдохновлявшей Боттичелли, а позднее Рафаэля, для того чтобы ощутить неувядающую прелесть "Рождения Венеры". Также исполненной по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо. Первые видят в ней удивительное соединение культа Античности, который олицетворяет несравненная богиня любви, и христианских идей. Другие считают ее олицетворением рождения души из воды во время таинства крещения. Иные - таинство пришествия в мир красоты, ниспосланной божественной любовью. Прочие - гимн красоте, изысканный живописный мадригал.
Но, вне зависимости от метода истолкования сюжета, перед нами одно из самых поэтичных изображений Венеры в истории изобразительного искусства. Удивительные естественность и чистота, подчеркнуты несвойственной Венере стыдливостью. Прекрасное лицо отрешенно и печально. Как и лица его многочисленных Мадонн. Самое интересное, что это на самом деле одно и тоже лицо. Прекрасной богини, музы, вдохновлявшей художника, чьи утонченные черты неизменно повергают в трепет ценителей красоты.
(с) Музеи России
Сайт Галереи Уффици: http://www.polomuseale.firenze.it/uffizi/
Другие музеи Италии: Vatican Museums. Языческие шедевры в цитадели христианства: http://www.museum.ru/N27023
Сикстинская капелла. Cappella Sistina. Микеланджело - как скульптор живописцем стал: http://www.museum.ru/n27026
Сикстинская капелла. Cappella Sistina. Последний шедевр Ренессанса:http://www.museum.ru/N27953