Согласно легенде, когда родился Иисус в Вифлеем, к его колыбели явились три волхва. Цари Востока принесли в дар божественному младенцу сокровища своих стран - золото, ладан и смирну. Свою новую выставку "Огни карнавала", устраиваемую в рамках ставшего традиционным цикла "Поднесение к Рождеству", Эрмитаж посвятил еще одному изобретению и сокровищу Востока - фарфору. Придуманный на рубеже VII - VIII веков в Китае материал был одним из самых охраняемых секретов Поднебесной империи.
В России рецепт фарфора был открыт десять веков спустя, в царствование Елизаветы Петровны, Дмитрием Ивановичем Виноградовым. Хотя впоследствии устроенная им Невская порцелиновая мануфактура почему-то получила имя его друга и коллеги Михаила Васильевича Ломоносова. Почти шесть десятилетий автор представленных под сводами Зимнего дворца произведений, Алексей Воробьевский, посвятил Ленинградскому фарфоровому заводу имени М.В. Ломоносова.
Среди пушистых сугробов, из которых виднеются лишь маковки церквей, в окружении цветущих инеем деревьев, в дивных садах и дворцах из сказок 1001 ночи живут его герои. Герои легенд, представители разнообразной и причудливой фауны мифов и сказок. Сказочно прекрасные принцессы и сказочно ужасные чудовища. Но более других художник любил таинственных персонажей в ярких нарядах и масках карнавала. Паяцев и скоморохов. Карнавальные шествия, театральные представления, народные гуляния чаще других сюжетов появляются на поверхности расписанных мастером сервизов, ваз, тарелок…
Так родилась "Фантастическая Венеция" - одно из лучших творений художника. Венеция, столица карнавалов, место необыкновенное. Только Венеция Воробьевского еще более причудлива и загадочна, чем город, заложенный римлянами на островах Венецианской лагуны. Здесь в окружении фантастических многоярусных дворцов, под гигантскими арками мостов по широким лазурным водам каналов плывут гондолы, а также дамы и кавалеры в пышных многоцветных нарядах. Воробьевский обладал счастливой способностью превращать обычные, привычные предметы и явления в сказочные. Филигранные узоры изысканных миниатюр он соединил с прекрасной чистой наивностью, без которой сказка не может существовать, также как без прекрасной принцессы, злой ведьмы или дракона.
Раз, возникнув в воображении художника, все они сразу попадали на сияющую первозданной белизной поверхность фарфора. Виртуозно владея кистью, Воробьевский никогда не создавал эскизов своих произведений. Благодаря мастерству и неистощимости воображения, позволявшего ему вновь и вновь создавать новые фантастические миры, Алексей Воробьевский еще при жизни был признан классиком.
Современники художника в своих оценках, судя по всему, не ошиблись. Сегодня произведения мастера, как и прежде притягательны для публики. На открытие выставки взрослые с детским восторгом и упоением рассматривали их. Вновь и вновь возвращаясь к сверкающим яркими красками фарфоровым шедеврам.
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N29476
(с) Музеи России