Марина у нас любимая. Так, как она скажет - не скажет никто. И хвалить так взахлеб уже многие разучились. И ругать тоже. Ей ночью звонишь, чтобы справиться, как там она - со своим бронхитом, она тебе и про Мариночку Дмитревскую, и про Танечку Москвину, и про Быкова - замечательная книжка о Пастернаке, и про Сокурова - он все равно дико талантливый. Всех защитит, всех пригвоздит, одним словом - Марина Азизян.
Вот так когда-то - уже, наверное, около года назад, мы узнали от нее о сказках Тоона Теллегена. Теллеген (настоящее имя - Antonius Otto) - голландский писатель с русским дедом по фамилии Телегин. На родине его страшно любят и называют "амстердамским Хармсом". Теллеген сочиняет сказки для детей "как нежного, так и преклонного возраста". Так для кого же они?
А вот это уже вопрос второй. Вы сами себе ответить можете - давно взрослые-то? Моя мама говорит, что взрослыми люди становятся после смерти родителей. А до того - счастливое детство: хоть тебе двадцать, хоть пятьдесят. Вот этими-то сказками и "заболела" наша Мариночка Азизян: "Письма только для своих", "Неужели никто не рассердится?", "Не все умеют падать", "Почти взаправду", "Две старые старушки". (Кстати, последняя сказка посвящена двум очаровательным бабусям-лесбиянкам, любительницам вина и сапожного крема.) А болеть она умеет - так же как и бронхитом, это у нее надолго. Так родилась идея "художественно-культурной акции" и марининого спектакля с ее куклами и актерами (Ирина Кривченок, Анна Миронова, Тимофей Осипенко) в нашем зале. Еще будет выставка. И в придачу Азизян обещает нам что-то типа старых вечеров знакомств. Ну, и что нам после этого сообщить в рекламно-информационные СМИ о готовящемся событии? Разве то, что НоМИ живет в предвкушении счастья, потому что сказка нам по определению обещана?
Мы, кстати, еще сами до конца не знаем, как все это получится. С Азизян непросто: она командует, она многое - молча и упрямо - делает руками, она разговаривает со своими куклами, а с тем, кто ей не по душе, или даже не с ними, но нет настроения, - ни-ни. Короче, строчка сказки Теллегена - "Ни дня Белка не сидела дома..." - это про нее. А вот дальше...
"Ни дня Белка не сидела дома. По утрам она скатывалась со своего бука в мох, а то и с кончика нависшей над прудом ветки - прямо на спину Стрекозе, и та безропотно переносила ее на другой берег. Белка никогда не выбирала тропинок, а просто пускалась по первой попавшейся. Но, если тропинка разветвлялась, Белка непременно сворачивала на боковую, и, если ей удавалось забыть планы на сегодняшний день, она их забывала". ("Однажды в полдень", перевод Ольги Гришиной).
И вот это уже не про нее. Начитавшись сказок, Марина, что называется, уперлась. Вот уже год, как шьет кукол, договаривается о музыке с композитором Игорем Друхом, ведет переговоры с консульством Нидерландов (может быть, и сам Теллеген приедет на родину деда), работает с актерами. Главные персонажи озвучивают Ирина Соколова, Елена Попова, Слава Захаров и Сергей Дрейден.
Персонажи Теллегена - Муравей, Белка, Медведь, Богомол, Лебедь, Еж - постоянно попадают в какие-то абсурдные ситуации, хотя, если подумать, ничего такого уж абсурдного. Все как в жизни: скука, праздники, дни рождения, ссоры и примирения. Все "почти взаправду".
"Как-то раз по дороге к Слону - он собирался переезжать и ему требовалась помощь, - она увидела извилистую песчаную тропку, уводящую зигзагами вбок. У тропки стоял указательный знак: "Путь на край света". "Туда-то мне и надо!" - решила Белка. Но, к ее разочарованию, там вскоре опять обнаружилась боковая тропинка, на которую она просто не могла не свернуть, даже если ей этого и не хотелось.
"Тупик", - гласил указатель".
Туда нам и дорога - подумали мы и решились на новый эксперимент с Мариной Азизян. Неужели никто не рассердится?