Третьяковская галерея завершает программу "Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею" выставкой "Уистлер и Россия". Творческое наследие этого "художника-мира" рассредоточено по разным городам Европы, Америки и России. Выставка уникальна по числу зарубежных музеев участников. Раньше было принято только брать в России работы для зарубежных гастролей. Теперь больше зарубежных музеев соглашаются выдать свои произведения для России. В выставке участвует около 30 музеев, и даже частные собрания, которые неохотно расстаются со своими картинами. Привезено 24 произведения живописи. Так как сейчас одновременно проходит 3 большие выставки Уистлера - в России, в Америке, в Японии, то больше произведений было получить невозможно. Так полно Уистлер никогда не показывался в Москве.
Джеймс Уистлер (1834-1903) родился в США, потом, когда его отцу предложили работу в Санкт-Петербурге, приехал в Россию. Этот небольшой - всего шесть лет, но интригующий момент и стал основной идеей выставки.
На открытии Андреа Роуз, директор отдела визуальных искусств Британского Совета в Лондоне, сказала: "Выставка, которая открывается с действующей модели паровоза, представляет интерес не только для специалистов, но и для широкой публики - для детей и взрослых". Отец Уистлера был инженером, он приехал в Россию строить железную дорогу из Санкт-Петербурга в Москву. Он хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Джеймс не имел склонности к точным наукам, но любовь к "инженерным" конструкциям можно проследить в его творчестве - это пейзажи с мостами, набережными, каналами, порты.
Работа над выставкой началась два с половиной года назад, когда Галина Андреева приехала в Лондон побеседовать о подготовке празднования 150-летия Третьяковской галереи. Английская сторона сначала хотела представить какого-то особенно "своего" художника, может быть Тернера. Но Галина Андреева сама предложила выставку Уистлера, которого скорей можно определить как американского художника. Но Уистлер художник международный, он жил и работал и в Америке, и в России, и во Франции, и в Великобритании. Каждая страна почитает за честь хранить работы художника, считает Уистлера "своим" мастером. Это был своенравный художник, порою он намеренно провоцировал публику. Так однажды он заявил, что родился в России. Несмотря на то, что это неправда - этот эпизод запомнился и стал своеобразной легендой. Галина Андреева предлагает это высказывание толковать так: "Уистлер родился в России как художник". Именно в Санкт-Петербурге он начал заниматься сначала у домашнего учителя А.Корицкого, а потом и в классе Академии художеств.
Необычность выставки в том, что кроме работ Уистлера здесь представлены также и произведения российских художников. Это обогащает впечатления о картине художественного развития второй половины XIX века. Стивен Дюкар, директор галереи Тейт Британ, отметил, что впервые творчество Уистлера помещено в контекст международного сотрудничества. Дюкар сказал: "Мне хотелось бы думать, что это проект галереи Тейт, но это проект Третьяковской галереи и я рад, что удалось представить здесь работы". Английская сторона предоставила большое число работ Уистлера в благодарность за щедрое представление работ Кандинского прежде с российской стороны.
Маргарет МакДональд, профессор истории искусства Университета Глазго, провела небольшую экскурсию по выставке. Уистлер особенно знаменит как создатель "Павлиньей комнаты". В настоящее время комната находится в США и никогда не покидает своего помещения. На выставке в Третьяковской галерее воспроизведена ее реконструкция. Круговорот золотых павлинов на зеленом фоне создан для оформления коллекции японского бело-синего фарфора. Не забудьте обратить внимание на павлина с серебристым хохолком, в нем художник изобразил себя. Павлин с рассыпанными серебряными монетам - это заказчик, который не хотел расплачиваться. Он не ожидал, что его классический английский кабинет, обитый старой кожей, вдруг станет зеленого цвета.
Испытывая увлечение японской гравюрой и Востоком вообще, он одевает своих натурщиц в кимоно, дает им в руки японские вазы. В работе "Девушка с цветущей вишней" (1872-1878, Институт Курто, Лондон) можно увидеть отголоски античности.
Жемчужина выставки - портрет юной девушки, который художник назвал "Гармония в сером и зеленом: мисс Сисeли Александер" (1872-1873. Галерея Тейт, Лондон). Над этим произведением Уистлер работал 70 сеансов, специалисты в этом портрете видят влияние живописи Веласкеса. Скорей всего такая живописная практика уже утрачена.
Одновременно с Сисeли, Уистлер пишет пожилого философа "Аранжировка в сером и черном № 2: портрет Томаса Карлайля" (1872-1873, Художественная галерея и музей Глазго). Портрет философа философичен, а иного и быть не может.
Уистлер был оригинален во многом. Так например, он ставил вместо подписи бабочку - наложение двух букв J и W.
К выставке подготовлена большая образовательная программа. В залах выставки пройдут лекции-экскурсии о моде и костюме, восточное влияние на европейскую живопись рассмотрят в лектории.
Выставка организована при поддержке правительства России и Великобритании, которые обеспечили необходимые гарантии и финансирование (оплатили страхование). Но этих усилий оказалось недостаточно. Перевозку 80 картин оплатил Благотворительный фонд Алишера Усманова "Искусство и спорт". При поддержке фонда выпущен каталог.
Директор Британского Совета Джемс Кеннеди доволен российско-британским сотрудничеством и полагает, что за этой выставкой последуют и другие (Н. Трегуб)