В рощах цветов, выращенных из кристаллов самоцветов, под сводами странных, полных тайн дворцов и высоком холодном поднебесье поселил мастер героев сказок, легенд и поэм. Гамлет и Офелия, Царевна-лебедь, русалки, ангелы и Демон жители погруженной в вечный сумрак вселенной Михаила Врубеля. Живописца и мифотворца.
С детства мы привыкли слышать и читать, что Михаил Врубель необычный, возможно, даже странный художник. Только раз за разом, скользя взглядом по поверхности репродукций, а иногда и картин, приняв "необычность" мастера как данность, зрители не всегда способны увидеть ее. Хотя винить в том, только нашу невнимательность или равнодушие нельзя. Публика XXI столетия так привыкла к странным, необычным зрелищам, как в искусстве, так и вне его, что картины Врубеля для нее скорее классика, нежели результат опасного художественного эксперимента. Надо сказать, что такое положение дел скорее следует приветствовать. Теперь ничто не мешает просто наслаждаться магической красотой его творений.
В год 150-летия со дня рождения мастера во многих российских музеях открылись выставки, посвященные Врубелю и его школе. Естественно в их число вошел и Русский музей. 7 декабря в Корпусе Бенуа была открыта экспозиция "Михаил Врубель. Из собрания Русского музея".
Здесь есть все. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Врубель подобно мастерам Ренессанса, которыми он восхищался и которым порой стремился подражать, интересовался и занимался всем. К счастью, благодаря покровительству Саввы Мамонтова у него, как и у многих русских художников той эпохи, была такая возможность.
Имя Врубеля неразрывно связано с образом Демона, который, по мнению многих, и погубил художника. Хотя и прославил его. В Русском музее хранится лишь одно полотно знаменитой серии - "Летящий Демон", написанное в 1899 году. Вещь эта так никогда и не была закончена. О причинах, по которым художник оставил работу над холстом, историки искусства спорят до сих пор. Увы, в темноте для одних мудрых, для других печальных, для иных злых глаз, героя, проносящегося над вечными снегами Кавказа, ответа на этот вопрос нет. Однако Демон не только персонаж из живописного мира Врубеля. В поисках его лица художник не раз обращался к пластике. К сожалению, подобных скульптурных работ почти не сохранилось. Но одна из них, датируемая 1890 годом, временем создания "Сидящего Демона" - самого известного произведения цикла, связанного с поэмой Лермонтова, хранится в Русском музее и представлена в экспозиции.
Другим центром притяжения для посетителей выставки после Демона являются декоративные работы Врубеля. И в первую очередь, камин "Вольга и Микула". В ярких изразцах, в отличие от написанного двумя годами ранее в 1898 году, странного и страшного великана богатыря нет темного духа, демона, живущего в большинстве творений мастера. Материализовавшего страшные видения из хаоса линий и красок - беспощадных ангелов и серафимов, тревоживших воображение мастера в последние годы жизни. Куда художника привело его опасное путешествие. Странствование, в которое он отправился в поисках предназначения своего и человеческой души, что олицетворяет Демон.
Сияющие краски майолик Врубеля радуют глаз. Но не менее прекрасны линии рисунков в изобилии, представленные здесь. Ранние рисунки сохранили историю поиска собственного стиля. Поздние, созданные в моменты духовного просветления, поражают удивительной игрой форм. Лепестки цветов, листья растений, складки простыни, поверхность перламутра и даже лица людей превращаются под его взглядом, его карандашом в драгоценные, почти абстрактные соцветия. Их одушевляет уже не реальность, а идея существования и поиск высшей красоты, к которой мастер стремился всю свою жизнь.
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N29223
(с) Музеи России