Всероссийские выставки акварели - это не только значительное художественное явление, но и своеобразная научная лаборатория, где можно представить современное состояние данного вида изобразительного искусства. Разнообразие художественных школ, жанров и стилей, образных систем и приемов работы с акварелью - вот далеко не полный диапазон возможностей уникальной техники работы с "водяной" краской.
Излюбленным жанром в акварели по праву считается пейзаж. Природный ландшафт для них - отправная точка в работе, хотя интерпретаций живых впечатлений столько же, сколько самих художников. Представленные в экспозиции пленэрные этюды В.И. Ступина (Москва), В.И. Олейникова (Приморский край), В.Г. Сысоева (Екатеринбург) - вполне законченные композиции, а скромность, даже некоторая скупость выразительных средств, лишь подчеркивает уровень культуры отношения к данному жанру, связанному с непосредственностью мгновенного восприятия. Но чаще - природные впечатления проходят множество превращений. Порой они становятся опоэтизированными лирическими высказываниями, например, у художника из Астрахани А.М. Шапошникова, петрозаводчан Г.В. Иванова, В.П. Лобанова. Приобретают эпическое звучание в акварелях таких мастеров, как А.И. Каштанов (Петрозаводск), Г.А. Травников (Курган), Ю.А. Рыбьяков (Тюмень). Становятся своеобразным философски-созерцательным размышлением - в серии "По Монголии" у В.К. Пшеничникова (Курган). Получают условно-обобщенную форму в причудливых композициях нижнетагильца И.В. Грищенко. Взрываются яркой декоративностью у художников из Башкортостана - Т.А. Андреевой, Г.В. Карпова, В.И. Суздальцева. А иногда отдельные простые элементы пейзажа становятся основой для создания монументального пластического образа (серия "Кусты" В.М. Питиримовой, пейзажи А.В. Герасимова), или световой и тональной игры - в акварелях Н.А. Щетининой, или подчеркнутой знаковости самой фактуры письма - в тобольских листах К.О. Шохова (Тюмень) и абстрактной серии В.В. Колова "Стена храма" (Ханты-Мансийск). У В.С. Бухарова (Новосибирск) зрительное впечатление дробится до бесконечных отдельных звенящих пятен. Даже простые извечные мотивы, к примеру, такие, как сельский дом с двускатной крышей, дают возможность неординарных композиционных решений - у А.Г. Веселкина (Суздаль), С.М. Удалова (Челябинск). Часто в архитектурных пейзажах даже сами дома становятся своеобразными живыми персонажами, каждый со своей неповторимой судьбой: произведения М.П. Лямкина (Новосибирск), Э.К. Алексеева (Курган). Есть на выставке и панорамные пейзажные композиции - у таких акварелистов, как И.А. Санин (Омск), Н.А. Годин (Курган), А.С. Абрамов (Новосибирск). По-преимуществу, это пейзажи портовых городов, где сам мотив диктует масштаб построения.
Конечно, в любой экспозиции особое, трепетное, внимание привлекают произведения, связанные с национальными культурными традициями и историей. Мистические композиции А.В. Жукова (Новосибирск) словно сотканы из земных отголосков прозрачнейшего фаворского света. А плотные, очень земные по ощущению акварели В.В. Иванкина (Новосибирск), на самом деле изнутри просвечены тем же сиянием. Своеобразными историческими пейзажами можно назвать и серию О.И. Порхайло (Москва) "Связь времен", где монументальная торжественность соборов московского кремля сочетается с яркими сполохами фейерверка или всплесками крыльев взлетевших птиц.
Своя история и национальные мотивы очень выразительно звучат в акварелях башкирских художников. У Л.Р. Галимовой (Уфа) в триптихе "Кузыкурпес и Маянхылу" воспевается вечная трепетная тема ожидания любви, вознесенная здесь до поэтического образа. А в акварелях З.А. Галимовой (Уфа) из серии "Сагарак" обыгрывается мотив юрты, как своеобразного символа вселенной, свойственного всем кочевым народам, и здесь вокруг него выстраивается поистине парад планет.
Что касается беспредметных, отвлеченных от реальных зрительных впечатлений, композиций, их представлено не так уж много художниками Нижнего Тагила, но и у них есть свои ассоциации, часто не только зрительные. Это фактурная игра в крупномасштабном диптихе А.С. Алиева, напоминающем неровности застывшей от холода земли. "Цветные сны" А.А. Пономаревой с ощущениями легко меняющихся расплывчатых форм. И выплески "Кёльнской воды" С.Г. Бакшаевой, где пряность цветовых сочетаний ошеломляет, как резкий парфюмерный аромат.
В немногочисленных на выставке книжных иллюстрациях конкретность сочетается с некой сказочной условностью., Среди них, к примеру, прелестная фантазия Н.В. Бронниковой (Миасс) на тему сказки Трэверс "Мэри Поппинс" и иллюстрации А.В. Гилева (Челябинск) к сказкам Р. Киплинга.
Подробно говорить об особенностях авторской манеры и способах работы с акварелью каждого автора весьма сложно. Так как истинный художник находит свои приемы, которые узнаваемы, но неповторимы. В этом еще одно уникальное свойство акварельной живописи, она позволяет экспериментировать, изобретать все новые и новые секреты мастерства. С этой точки зрения, экспозиция II Всероссийской выставки акварели в залах КОХМ дает возможность сравнения, изучения и обобщения для искусствоведов и художников. А для любителей искусства - множество ярких эмоциональных впечатлений.
Елена Ситникова, искусствовед
Фото: Ольга Луцко