Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея, Британский Совет в рамках программы "Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею" представляют выставку УИСТЛЕР И РОССИЯ. Выставка открыта с 8 декабря 2006 по 15 февраля 2007. О выставке см.
http://www.museum.ru/N29331 На выставке представлены живопись, графика, фотографии, архивные материалы из более чем 20 музеев и частных собраний. Это работы Уистлера из Великобритании (Галерея Тейт, Британский музей, Художественный институт Курто, Лондон; Художественная галерея Хантериан и Библиотека университета Глазго, Художественное собрание Городского Совета Глазго; собрание лорда Коудрея и другие), а также США (Национальная галерея, Галерея Филипс, Вашингтон; Музей Метрополитен, Публичная библиотека, Нью-Йорк; Филадейфийский музей искусства и другие). Демонстрируются несколько малоизвестных живописных этюдов Уистлера, некогда приобретенных С.И.Щукиным, а ныне хранящихся в Эрмитаже и ГМИИ им.А.С.Пушкина; впервые - гравюры "Французской серии", также из ГМИИ им.А.С.Пушкина. Произведения из Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и региональных художественных музеев составляют русскую часть выставки.
Джеймс Эббот МакНилл Уистлер родился в Лоуэлле (штат Массачусетс, США), жил в Париже и Лондоне, путешествовал. В отрочестве Уистлер провел шесть лет в Санкт-Петербурге, куда его отец, военный инженер, был приглашен Николаем I для строительства знаменитой железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Пребывание в России (1843-1848) подарило юному Джеймсу Уистлеру первые художественные опыты и яркие зрительные впечатления. В России родилось его желание стать художником.
Окончательное решение профессионально заниматься изобразительным искусством Уистлер принял вскоре после отчисления из военно-инженерной Академии в Вест-Пойнте (США).
Мастер прокладывал собственный путь через реализм, зачатки импрессионизма ранних 60-х к интуитивному варианту символизма 90-х. Он обрел свою тему и индивидуальный художественный язык, основанный на музыкальности линейных ритмов и тональных созвучий, гармонии цвета. Сюжет перестал иметь большое значение для произведений Уистлера. Название работ он облекал в форму музыкального или отвлеченного понятия. В пейзажах художник достигал впечатления зыбкой подвижности, "дыхания" атмосферы. Характерной чертой его портретов стала лаконичная обобщенность композиции. С конца 60-х в качестве подписи работ Уистлер ставил характерную монограмму, бабочку, как символ собственного образа - художника, исповедующего "чистое искусство", "искусство для искусства".
Художественная деятельность Уистлера с такой полнотой впервые показывается отечественной публике, поэтому значительная часть его произведений выделена в самостоятельную часть экспозиции.
К периоду расцвета относится один из главных шедевров выставки "Гармония в сером и зеленом: мисс Сисeли Александер" (1872-1873, Галерея Тейт, Лондон). За созданием этого образа стоит титанический труд - художнику потребовалось 70 сеансов с моделью, чтобы добиться решения поставленной задачи. Такие работы, как представленная на выставке "Аранжировка в сером и черном, №2. Портрет Томаса Карлайла" (1872-1873, Художественное собрание Городского Совета Глазго), исследователи называют переводом Веласкеса на язык XIX века и одновременно предвосхищением геометрической абстракции века XX.
В разделе экспозиции "Семья Уистлеров в России" демонстрируются виды Петербурга и его окрестностей, где бывала семья Уистлера, а также мемориальные экспонаты. Здесь представлены и произведения, аналогичные тем, которые оказали на юношу эмоциональное воздействие - пейзажи М.Воробьева, марины И.Айвазовского, работы художников, экспонировавшиеся на академической выставке 1846 года, которую он посещал.
Искусство Уистлера оказало влияние на русских мастеров рубежа XIX-XX веков. С.Дягилев привозил его работы на выставки в Петербург. Наибольшее увлечение Уистлером переживали члены объединения "Мир искусства", работы которых (А.Бенуа, К.Сомова и др.) включены в раздел экспозиции "Уистлер и русские художники". В этом же разделе можно увидеть полотна И.Репина, входившего в состав жюри Всемирной выставки в Париже 1900 года, подтвердившей международное признание Уистлера. Высшие награды, Гран-при, были вручены В.Серову, К.Коровину и Уистлеру.
Небольшой раздел выставки "Притяжение Востока" отражает восприятие восточного искусства художниками рубежа веков (В.Борисов-Мусатов, А.Рябушкин и др.). У Уистлера увлечение Востоком приобрело завершенность эстетической концепции и получило рафинированное выражение.
Часть экспозиции, посвященная графике, демонстрирует офорты ранней "Французской серии" Уистлера, в которой чувствуется "дыхание Рембрандта", изображения Венеции, полные воздуха и пространства, благородно выразительные виды Темзы, живые жанровые наброски и элегантные декоративные работы. Экспонируется большое число графических произведений единственной русской ученицы Уистлера - А.Остроумовой-Лебедевой.
Шоумен, полемист и литератор, яркая, эксцентричная фигура художественной жизни, реформатор искусства оформления книги, интерьеров и выставочного дизайна - таким был Уистлер.
Автор идеи и куратор проекта со стороны Третьяковской галереи - кандидат искусствоведения Г.Андреева. Куратор с британской стороны - профессор М.МакДональд, руководитель проекта по изучению офортов Уистлера, университет Глазго (Шотландия).
К выставке издан альбом-каталог на русском и английском языках.
Проект осуществлен при поддержке Благотворительной организации Алишера Усманова "Искусство и спорт".
БРИТАНСКИЙ СОВЕТ В РОССИИ
Британский Совет представляет новейшие тенденции и веяния британской культуры, меняя стереотипы и устаревшие представления о Великобритании. Проекты Британского Совета в области искусства - это лучшие образцы современной британской музыки, театра, танца, дизайна, изобразительного искусства, киноискусства и литературы. Британский Совет организует семинары, мастер классы, фестивали и выставки, которые объединяют российских и британских специалистов для обмена опытом. Мы стремимся к тесному сотрудничеству с российскими партнёрами и содействуем обмену опытом между Россией и Великобританией. Узнайте о нас больше на сайте www.britishcouncil.ru