В Саратовском областном музее краеведения открылась выставка "Город и люди" (Саратов в начале ХХ века) - вторая выставка к 120-летию музея.
Начало XX века. Саратов - третий среди русских городов по численности населения. Современники называют его "столицей Поволжья". Стремительно меняется облик города, который растет вширь и ввысь - застройка всё чаще становится многоэтажной. В строительстве внедряются новые материалы и технологии, в архитектуре царит изящный, капризный, прихотливый стиль модерн.
Этот новый город можно увидеть на уникальных фотографиях, представленных на выставке. Здания, ставшие сейчас городскими символами, ещё в строительных лесах: Крытый рынок, корпуса университета, гостиница "Астория" (ныне - "Волга"). Среди новостроек - школы-дворцы, торговые, больничные и клубные помещения, промышленные предприятия, особняки, доходные дома. Многие из них оснащены удобствами: электрическим освещением, лифтовыми подъёмниками, водопроводом, канализацией, телефоном. Просторные, светлые, благоустроенные - они символизируют наступление нового века, отражают развитие общества, происходящие в нём процессы.
На других кадрах - значимые события городской жизни: встреча Великого князя Константина Константиновича в 1914 году; праздник "Белой ромашки", проведённый в 1911 году Саратовским отделением санитарного общества для сбора средств на борьбу с туберкулёзом; работа воскресной школы для взрослых; начало работ по строительству городской канализации в 1910 году; проводы саратовских депутатов I Государственной думы на железнодорожном вокзале в 1906 году.
Фотографии запечатлели саратовцев разных сословий, профессий, возраста, имущественного положения: представителей губернской администрации, предпринимателей, служащих, военных, рабочих. Мозаика складывается в коллективный портрет жителей города. Имена большинства из них история не сохранила. Но среди множества лиц есть известные, игравшие значительную роль в жизни города, губернии, страны.
Александр Александрович Минх - гласный Саратовской городской думы, защитник думы в октябре 1917 г., пленник баржи смерти в 1918 г., участник Белого движения, затем эмигрант, автор воспоминаний "Пережитое".
Николай Николаевич Львов - российский земский деятель, землевладелец Балашовского уезда (с. Бобылёвка, ныне Романовского района). Избирался предводителем дворянства Балашовского уезда, был председателем Саратовской губернской земской управы. От Саратовской губернии избирался депутатом 1-й, 3-й и 4-й Государственных дум. Товарищ председателя 4-й Государственной думы. Оказывал денежную помощь большевистской газете "Искра". Один из основателей "Союза освобождения", партий кадетов, мирнообновленцев и прогрессистов. После Октябрьской революции участник Белого движения, эмигрант.
Епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганов) - российский церковный и общественный деятель. С 1901 - епископ Вольский, с 1903 - епископ Саратовский и Царицынский. В 1912 смещён с кафедры за резкие отзывы о Григории Распутине. С декабря 1917 - епископ Тобольский. Арестован в 1918 году, утоплен в р. Туре. Канонизирован в 2000 г.
Выставка даёт возможность увидеть более крупным планом лица некоторых персонажей истории города, способствовавших его развитию.
Фрагмент интерьера рабочего кабинета архитектора Василия Алексеевича Люкшина воссоздан на основе большой мемориальной коллекции, переданной музею его внуком А.Б. Клеменцем. При реконструкции использованы мебель, личные вещи, книги В.А. Люкшина. На столе - подлинник проектного чертежа бокового фасада Крытого рынка - главного творения архитектора, рекламные буклеты фирм, продукция которых использовалась Люкшиным, в том числе и при строительстве рынка. Во время работы над выставкой были обнаружены архивные данные о месте рождения Василия Алексеевича. Это село Васильевка Самарской губернии.
Материалы гласного городской думы Бориса Александровича Арапова представлены на фоне интерьера уютной гостиной. На стенах портреты Арапова и его супруги работы саратовского художника Гектора Баракки, а также фотографии, рассказывающие о деятельности гласного, причастного к открытию университета, работе Радищевского художественного музея, Боголюбовского рисовального училища, архивной комиссии, консерватории и других учреждений.
Пианино, представленное в экспозиции, принадлежало известной оперной певице Алевтине Михайловне Пасхаловой, много сделавшей для развития оперного искусства в Саратове. Приобретено оно было в магазине музыкальных инструментов Ф.М. Достоевского (племянника известного писателя), первого учителя музыки Пасхаловой в Саратовском Мариинском институте.
Предметный мир прошлого рассказывает о повседневной жизни саратовцев, бывших рядовыми участниками грандиозных исторических событий, происходивших в стране в начале века.
Праздничный костюм пошит крестьянкой села Маянга Марфой Петровной Бурмистровой в 1916 году. В похожих костюмах можно увидеть работниц фабрики "Саратовская мануфактура" на одной из фотографий верхнего пояса. Многие из них недавно перебрались из деревень в город на постоянное место жительства или на заработки, что было отчасти следствием проводившихся в стране аграрных преобразований.
Детское платье дочери служащего хлебной конторы, кукла девочки из купеческой семьи, детские рисунки дочери механика почтово-телеграфного ведомства… На рисунке учащегося коммерческого училища Васи Башкирова - русский солдат со штыком наперевес на фоне типичного сельского пейзажа: воин готов встать на защиту изображенной здесь мирной жизни. Внизу надпись, сделанная детской рукой простым карандашом: "за родину и за царя…". На рисунках этого мальчика "наши" всегда побеждают. На фотографиях замечательные детские лица. Лица людей, бывших ровесниками нового века, людей, которым многое предстояло пережить вместе со своей страной.
Ещё одна светлая детская фотография. Александра Антропова тоже родилась в начале века в Саратове. Произошедшие в семнадцатом году события резко изменили её судьбу. Отец, банковский служащий, был расстрелян. В начале 20-х вместе с матерью и отчимом, офицером царской армии, она оказалась в эмиграции. Семья жила в Польше, Германии, Бельгии, Нидерландах. Всю жизнь Александра, как и её мать, сохраняла память о родине, изучала русскую культуру. В молодости выступала в русском фольклорном ансамбле, организованном эмигрантами. А также хранила вещи, привезенные когда-то из России. Семейные реликвии, бережно сохранявшиеся за рубежом более восьмидесяти лет, привезла по её просьбе из Амстердама в Саратов дочь А.Н. Антроповой-Мейер Валерия Мейер-Барбас в 2001 и 2005 годах. Они представлены в экспозиции.
Задача новой выставки - донести до наших современников атмосферу времени, помочь погрузиться в соответствующую эпоху.