В Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина работает выставка Сергея Калмыкова. Можно сказать, музей открывает новое имя художника для публики, прежде творчество Калмыкова было знакомо только специалистам. В собрании музея есть две графические работы художника, но раньше не было повода их выставить, не было подходящей по теме выставки. Это две монотипии Сергея Калмыкова, которые хранятся в граверном кабинете.
В. Бучинская рассказала, что самое большое собрание работ Сергея Калмыкова находится в Казахском государственном музее искусств им. А. Кастеева. С 1936 года он работал главным художником оперного театра в Алма-Ате. До этого он жил в Оренбурге, учился в Москве, Санкт-Петербурге. В Казахстан Калмыков приехал на время для работы, но полюбил этот южный край и остался на всю жизнь. Здесь он писал город, горы, восточных красавиц и свои видения "иных миров". Но так как подобные фантастические произведения не вписывались в русло советской живописи, то он их никогда не показывал, не выставлял. С этими работами специалисты смогли познакомиться только после смерти художника. Сергей Калмыков всю свою жизнь посвятил искусству. Родился он еще в XIX веке - в 1891 году, с юных лет занимался живописью, что позволяет его причислить к мастерам Серебряного века. Завершил свой творческий путь художник в 1976 году, все свои работы он оставил музею, наследников у него не было. Первый альбом Сергея Калмыкова вышел в 1991 году, его долго готовили.
Безусловно, Калмыков был явлением в жизни Алма-Аты, его необычность была его особенной изюминкой. У необычного художника было не только необычное творчество, но и внешний вид. Он работал художником в опере: писал декорации на холсте. Не все они сохранились, порою после спектаклей декорации шли на изготовление фантастических костюмов художника. Публике нравились его театральные работы, зал аплодировал его декорациям, такое встретишь не часто. Сергей Калмыков относился к своему делу со всей стремительностью своей души. Могло случиться такое, что он писал декорации к третьему акту, пока шел первый. Он создавал сложные декорации, которые надо было поворачивать во время спектакля. Калмыков занимался живописью профессионально, он был принят в Союз художников, в Алма-Ате не так велико число профессиональных живописцев. В архиве художника есть письма, записки, сочинения фантастического характера. Но в целом его жизнь содержит довольно мало фактических описаний. Так, есть легенда о разочаровании в деятельности Союза художников и добровольном выходе из состава организации. Калмыков умер от истощения в больнице, где его могила неизвестно.
Но можно сказать, что в городе к нему относились как к чудаку. Когда музею в Алма-Ате досталось творчество художника, то музей не стал отказываться от его странных произведений. Хотя многое в работах было непривычно для сотрудников музея, раньше они видели только реальные, живые, трогательные работы художника. Оказывается, в своих мечтах Сергей Калмыков путешествовал с Леонардо да Винчи, общался с космическими цивилизациями. К сожалению, произведения из Казахстана не привезли, выставка подготовлена из тех произведений, которые находятся в московских собраниях. При жизни художник почти не продавал своих работ. Сейчас несколько его работ есть в Русском музее, в Оренбурге. Это заслуга сотрудников Казахского музея, они по своей инициативе разослали несколько работ в российские музеи тех городов, которые были связаны с жизнью Калмыкова.
Несмотря на то, что художник не был баловнем судьбы. Но он верил в свое творчество, что со временем его оценят. Сам он относился к своему творчеству не критически, а с одобрением. О чем говорят его собственные высказывания: "Ай да какой я молодец". Оправдались ли его ожидания, оценить Вы можете сами в зале истории Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. К выставке подготовлена довольно объемная монография художника и каталог выставки. Организаторы выставки Музей-галерея "Новый Эрмитаж-один" не исключают возможности показа данной выставки и в Казахстане (Н. Трегуб)