"Почетный профессор кошмаров" - титул "пожалованный" Иерониму Босху художниками-сюрреалистами. Он был современником Леонардо, Микеланджело, Рафаэля. Правда, глядя на его работы поверить в это трудно. С другой стороны, согласно мнению большинства, его творчество не менее загадочно, чем знаменитая улыбка Мона Лизы.
Странные, непонятные, пугающие - эпитеты чаще других, применяемые к его произведениям. Все суеверия и страхи, терзавшие человека "темных веков" обрели в них плоть. Отверзлись пылающие бездны ада и кошмарные порождения и слуги зла разбрелись в поисках жертв по земле. С маниакальной точностью, пугающим правдоподобием изображает мастер инфернальных существ терзающих род человеческий.
Благодаря мрачному правителю Испании Филиппу II (которого впоследствии французский историк Жюль Мишле, "открывший" Средние века Европе XIX столетия, назвал привидением, растворившимся в мрачных покоях королевского дворца - Эскориала) в Прадо находится лучшая в мире коллекция произведений нидерландского живописца. В том числе знаменитый триптих, гениальный кошмар, "Сад наслаждений" (1510). В момент создания этого собрания соотечественники художника считали своего короля, а в те годы Нидерланды - часть империи Габсбургов, созданием почти столь же несимпатичным, что и адские фантомы, населяющие его творения.
О самом Иерониме Босхе почти ничего неизвестно. Его настоящее имя Иеронимус Ван Акен. Псевдоним "Босх" происходит от сокращенного названия родного города мастера - Гертогенбос. В то время числившегося среди крупнейших городов Брабантского герцогства. Потомственный художник … но ни одной работы художников этой династии неизвестно. Предположительно Босх прожил около 65 лет (около 1450 - 1516). Также есть предположение, что творческую независимость ему обеспечила выгодная женитьба. Ныне Босх считается автором примерно 30 произведений из тех, что дошли до наших дней. Вот собственно и все. Отсутствие подлинной биографии неизменно возбуждает аппетит сочинителей. Одни называют его сюрреалистом из Средневековья. Почитают человеком первым, без помощи теории Фрейда, оценившего значение образов подсознания. Правда, его видения в отличие от произведений сюрреалистов не сотканы из зыбкой ткани сновидений. Его кошмары реальны. Особой популярностью пользуется версия, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов, колдунов той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком, членом Братства Девы Марии.
Интересно, что современники художника воспринимали его творения несколько иначе. Король Испании, фанатичный католик, видел в них религиозные наставления, предостережение для верующих. Правда, в конце XVI столетия именно испанские богословы "обвинили" творения Босха в ереси, но затем оправдали их. Коллеги художники ценили колористическое дарование живописца, спешили перенять наиболее эффектные приемы. Однако чаще в них видели "ужастики", приятно щекочущие нервы. То, есть относились к произведениям художника примерно так же, как мы к творениям Стивена Кинга. Карл Ван Мандер, человек написавший историю Северного искусства подобно тому, как Вазари создал историю искусства итальянского, писал о картинах Босха следующее: "удивительные и странные фантазии… чаще неприятные, чем ужасные".
Какая же из версий соответствует действительности? Если принять во внимания особенности эпохи, когда Босх создавал свои живописные "кошмары", то следует признать, ближе всех к истине был король Испании. XV век - мир в ожидании Апокалипсиса. Уже столетие самым популярным сюжетом европейского искусства (за пределами Италии) остается "Danse Macabre" ("Пляска смерти") - изображение кошмарного хоровода мертвых и живых. Человек окружен напоминаниями о бренности всего сущего. Проповедники и художники в один голос твердят: исчезнут красота, сила, слава, мирские наслаждения. Лишь у души есть шанс на спасение. Но об этом говорят редко. С большой охотой и те, и другие смакуют ужасы наказаний за грехопадение и картины разложения. Так, что "Сад земных наслаждений" Босха, изображение человечества, пойманного в ловушку своих грехов - вещь, впитавшая атмосферу эпохи, ставшая ее символом. Как впрочем, и другие вещи мастера.
Но великому изобретателю монстров и химер порой наскучивало созерцание адских глубин. И он обращал свой взор к небесам. Тут же, в Прадо можно видеть одно из самых светлых и гармоничных его творений, триптих "Поклонение волхвов", написанный в то же время, что и "Сад земных наслаждений".
(с) Музеи России
Прадо. Мир Веласкеса http://www.museum.ru/N26504
Прадо. Странный художник - Гойя http://www.museum.ru/n26538
Сайт Прадо: http://museoprado.mcu.es/home.html