Небольшой город Фигерас испанской провинции Каталония. Его центр площадь Галлы и Сальвадора Дали. Да, именно здесь 11 мая 1904 года самый сенсационный художник ХХ столетия (каждое свое появления на публике и каждую свою работу он мастерски превращал либо в сенсацию, либо в скандал, либо и в то и другое) появился на свет. С 1974 года - дата открытия музея в Фигерасе. Здесь базируется самая большая коллекция его произведений. К музею турист всегда найдет дорогу. Если не карта, то многочисленные указатели, повторяющие произведения мастера приведут вас к старому, построенному в XIX веке, театру Фигераса.
Почему театр - музей? Во-первых, некогда в этом здании действительно располагался театр. Он сгорел во время гражданской войны. Во-вторых: "Вся моя жизнь была театром" говорил мэтр. Поэтому Дали верил, что лучшего места для музея ему не найти. Кстати, именно здесь в возрасте 14 лет юный Сальвадор впервые выставил одну из своих работ.
Идея создания музея родилась в 1961 году. Началось все с просьбы новоизбранного мэра Фигераса. Тот попросил прославленного уроженца подведомственной территории подарить городу одну из своих работ. Дали решил подарить музей.
Шалтай - Болтай сидел на стене
Шалтай - Болтай свалился во сне…
Строки, услышанные Алисой во время ее странствия по Зазеркалью, приходят на ум, когда впервые видишь Театр - музей. Правда, благодаря богатой фантазии прославленного сюрреалиста можно любоваться не одним, как героиня Кэрролла, гигантским яйцом, сидящем на стене, а целой вереницей белоснежных яиц, уютно устроившихся на кармино - красной стене, инкрустированной золотистыми караваями, и карнизе башни Галатеи, названной так в честь жены художника - Галлы. Другой достопримечательностью внешнего облика музея является сферический купол, возведенный архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Он стал эмблемой и города, и музея.
"Галарина" (1944 - 1945), "Атомная Леда" (1949), "Сферическая Галатея" (1952), "Дождливый Кадиллак", памятник Франческу Пуджольсу … Вот лишь некоторые из известных произведений Дали, выставленных здесь. Театр - музей, фантасмагория пространств, где привычные пространственные ориентиры исчезают. Зал шедевров - творения знаменитых предшественников мастера. От Эль Греко до Марселя Дюшана. "Раб" Микеланджело черного цвета. Рю де Траян, зал Траяна, названный так в честь таблички с названием улицы, некогда похищенной Дали в Каннах. Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает "коллекция" ящиков вмонтированных художником в тело статуи. Зал Мэй Уэст, комната-лицо, где можно полюбоваться знаменитым диваном повтояющем очертания губ самой скандальной звезды Голливуда.
Театр - музей, построенный в реальном пространстве мир сюрреализма (точнее мир картин Дали, но для большинство его творчество и есть сюрреализм, как бы историки искусств и художественные критики ни старались доказать обратное). Вселенная абсурда, сотканная из зыбкой ткани мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций. По крайней мере, так гласила программа художников, бывших адептами популярного направления.
Сначала музей стал прижизненным памятником неординарной личности великого мистификатора и его домом. Впоследствии театр - музей стал мавзолеем. Покинувший наш мир 23 января 1989 года Сальвадор Феликс Хосинто Дали, маркиз де Пуболь (король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику этот титул в 1982 году за "исключительный вклад в испанскую культуру") завещал похоронить себя здесь. Его воля была исполнена. Он жил и умер согласно провозглашенному им некогда тезису: "Повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличается от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого".
(с) Музеи России
http://www.salvador-dali.org
В Москве скульптуры Сальвадора Дали можно посмотреть в Музее современного искусства.