Франческа Кирке в 1978 году закончила Латвийскую академию художеств, и уже вскоре, в 1984-м, ее имя появляется среди имен лучших экспонентов латышской столицы. 90-е годы - это отработка художником все новых и новых методов обращения с традиционными материалами живописи - х. м., - поиски сугубо "концептуального" подхода к работе и выставочной деятельности.
Для Кирке и ее зрителя каждая выставка тех лет (1992, 1993, 1996, 1997) - это неожиданности и находки: "В поисках утраченного времени", "С Испанией в сердце", "Реставрация". Еще в преддверие своих масштабных персональных показов - "Невероятные встречи" (1998), "Сопутствующие изображения" (2000), "Музей" (2002), - с приходом свободы в Латвию, так долго ее желавшую, Кирке все больше завоевывает признание публики, участвуя в разнообразных международных проектах. И не только у себя на родине. Большая часть картин Франчески Кирке во время ее творческих путешествий по миру уже тогда оседает в частных коллекциях ценителей современного и классического искусства Европы и Америки.
Нынешняя экспозиция в выставочном зале "НоМИ" состоит в основном из новых работ Франчески, написанных специально для этого события. Мы назвали ее "Посвящение Эрмитажу", так как слишком сильна в творчестве этой художницы составляющая мировой классики, средоточием которой для прибалтийского региона в советские годы был Государственный Эрмитаж. Однако "НоМИ" покажет и специально отобранные художником картины из ее предыдущих проектов: персональной выставки "Исчезающее" в Рижской галерее и самого, пожалуй, крупного - "Музей", с которым художница после успешной его демонстрации в Латвийском государственном музее искусств была приглашена в Нью-Йорк Mimi Ferzt Gallery. (Напомним, этот рижский музей первым, еще до Эрмитажа, принимал крупный вашингтонский выставочный проект с Марком Ротко.)
Франческу спросили однажды: "Как вы описали бы метод, которым работаете?" Вот что она ответила: "Существует не совсем обычный способ письма - палимпсест. Вид рукописи, в которой прежняя надпись стерта и на ее месте написаны новые слова. Так и я первоначально создаю некую систему изображений, а затем, иногда к моему сожалению, оставляю на холсте только часть придуманного. Я пытаюсь стать зрителем, осведомленным человеком, умеющим обнаруживать новые реальности в уже существующей. Эта идея очень важна для меня". А в ответ на обвинения в плагиате (ведь ее живописная игра идет с великими - Вермеер, Веласкес, Гойя) Франческа заявляет: "Провокация - моя цель". Хотя художник никогда никого не собирается обижать, это - его способ жить, его игра (есть у Кирке и серия "Games" - см. обложку этого номера "НоМИ"), в которую включены ирония, интеллект, личное обаяние и, конечно, мастерство. Главное - ее идеи современны; Кирке находит вдохновение везде, "даже в советских кинохрониках", хотя мы пока так и не поняли, почему - "даже".
Но "советские кинохроники" - это из прошлого и в прошлом. С чем же теперь серьезно "играет" живописец Франческа Кирке? Было бы странно, если бы столь современную особу не коснулись перемены, связанные с приходом в этот мир нового способа изображения - цифрового. Так и случилось, и в результате появилась серия "Реставрация", в основу которой легли безукоризненные шедевры мастеров XVIII века. Работы "Белый и черный цифровой Ватто", "Почти одинаковые пейзажи. Цифровой Ватто", "В сети Интернет", "Цветоделение", "Игры", по словам американского арт-критика Марка Аллена Шведе, отражают идею наложения элементов "киберпространства" на традиционные классические сюжеты. А вот история другой картины той же серии: триптих "Торжественный портрет. Реставрация" появился благодаря замечанию Кирке, что "Портрет Людовика XIV" Гиацинта Риго и "Пьерро" Антуана Ватто содержат в себе изображения почти идентичных шелковых тапочек, и эта незначительная уравнительная деталь вдохновила ее выступить в роли "сумасшедшего реставратора". Результат проделанной ею работы столь же любопытен, сколь и неожидан.
Тот же Марк Аллен Шведе, преданный исследователь творчества Франчески Кирке, представляя выставку "Музей" в Mimi Ferzt Gallery в 2002 году, отмечал некое сходство ее творчества с процессом киномонтажа. Художница и впрямь комбинирует изображения из разных источников (часто фото- или кинематографических), руководствуясь принципами этой обычной киношной работы, виртуозным мастером которой когда-то был Дзига Вертов, совершивший в киномонтаже революцию. Примером того, как легко ориентируется Кирке в пространстве современного кинематографа, может служить ее картина "Родственники", навеянная творениями Веласкеса и фильмами режиссера-провокатора Альмодовара.
"НоМИ" пригласил Франческу Кирке с выставкой в Петербург, основываясь лишь на знакомстве с ее работами, которые главному редактору довелось увидеть в Риге. Но - мы до сих пор незнакомы с нею лично. Хотя, глядя на артистичные снимки Франчески в ее многочисленных каталогах, нам захотелось сделать в пригласительных билетах на вернисаж маленькую пометку: "По случаю прибытия к нам чрезвычайно ироничной и элегантной особы из Риги дам, собравшихся на выставку в "НоМИ", просим приодеться, а мужчин - соответствовать".