20 октября 2006 года в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева состоится открытие выставки «Формула цвета Виктора Чудина». Выставка посвящена 70-летнему юбилею художника. На выставке представлены произведения из собрания Радищевского музея, семьи художника и частных коллекций.
Искусство Виктора Чудина всегда привлекает к себе внимание. Он узнаваем и непредсказуем одновременно. Узнаваем, потому что его картины всегда радостны и красивы. Непредсказуем, так как встреча с ним всегда неожиданна – дерзкими экспериментами, творческой независимостью, смелыми художественными решениями он неизменно удивляет зрителей.
Картины, созданные художником в разное время, разнообразны, а его творчество, временами напоминает калейдоскоп, состоящий из элементов разных техник и стилей. Начиная с вполне реалистических работ, Виктор Чудин очень скоро начал открывать для себя новые возможности самовыражения: появилась потребность не воссоздать реальность, а выразить свое отношение к миру.
Собственную «формулу цвета» художник разрабатывает с середины шестидесятых годов. Стремясь достичь эмоциональной выразительности цвета, он начинает «проводить» живописные исследования. Сначала – «изучает» спектральные цвета, на следующем этапе – добавляет к ним черный и белый.
В девяностые годы Чудин открывает новые возможности работы с акриловой техникой. Свое видение мира он выражает чистыми, открытыми цветами, создавая лаконичные и выразительные композиции. Художник не пишет лишних деталей, максимально упрощает формы. «Я раньше писал дробнее, мельче. А сейчас – обобщеннее. Сейчас интересно взять одним тоном большое пространство, и чтобы оно держалось проще. Я и другим говорю – очищайтесь. Очищайтесь. Найти надо, чтобы минимум работал».
Сейчас художник продолжает живописные исследования найденной формулы цвета. Он ставит перед собой задачу – показать возможности чистого цвета, который не будет имитировать свет, но сам должен превратиться в источник света. Виктор Чудин продолжает работать, как всегда, неистово и темпераментно. Он служит искусству, и оно дает ему силы.
«Писать можно только тогда, когда находишься в молитвенном настроении» - говорил Матисс. И это почти религиозное отношение к творчеству, где главным для художника становится поиск гармонии и чистоты – характерная черта живописи мастера.
Елена Дорогина