Государственный музей А.С. Пушкина приглашает 19 октября в 16.00 на открытие выставки "Волшебные места, где я живу душой…". Вид, жанр, интерьер в живописи и графике ХVIII-ХIХ веков из собрания Государственного музея А.С. Пушкина" и презентацию альбома "Государственный музей А.С. Пушкина. Москва.", выпущенного совместно с издательством "Белый Город" (М., 2006г.) в серии "Сокровища русского искусства".
И. Айвазовский, Н. Чернецов, А. Саврасов, М. Воробьев, И.Левитан, М. Нестеров, А. Средин, Ф. Алексеев, Н.Гончарова, Т. Маврина, А. Бенуа, А. Остроумова-Лебедева, С. Галактионов, П. Кончаловский - далеко не полный перечень художников, чьи работы будут представлены на выставке из коллекции живописи и графики музея А.С. Пушкина.
Выставка "Волшебные места, где я живу душой…" Вид, жанр, интерьер в живописи и графике XVIII XIX веков из собрания Государственного музея А.С. Пушкина", открывающаяся в лицейскую годовщину - является частью и продолжением музейного проекта к 50-летию ГМП, цель которого познакомить посетителей с уникальным и многообразным собранием музея, дать представление о художественной ценности его коллекций.
Наиболее значительной по объему и именам художников является коллекция видов, хронологические рамки которой охватывают два столетия - с начала XIX века и до нашего времени. Ее ядро составляют изображения мест, связанных с жизнью и творчеством Пушкина. Многие произведения этой коллекции находятся в постоянной экспозиции музея. Это живописные полотна с видами Москвы "русского Каналетто" Ф.Я. Алексеева и его ученика художника-романтика М.Н. Воробьева, крымские и кавказские виды Н.Г. Чернецова и его младшего современника К.Н. Филиппова, акварели Ж.Б. де ла Траверса и Е.И. Есакова. Однако большая и не менее интересная часть коллекции редко покидает пределы изобразительных фондов музея. Это не только произведения живописцев и графиков ХХ века, но и работы старых мастеров - современников Пушкина.
На выставке экспонируются полотна гениального мариниста И.К. Айвазовского, талантливого мастера-видописца В.С. Садовникова, неутомимого путешественника
Н.Г. Чернецова, акварели архитекторов А.С. Кутепова и А.И. Штакеншнейдера, работы Е.М. Корнеева и А.И. Шарлеманя. Здесь же представлены жанровые сцены, исполненные, "быстрым карандашом" А.О. Орловского, акварели художников-бытописателей К.И. Кольмана и Г. Миттрейтера, одного из самых талантливых русских художников-дилетантов князя Г.Г. Гагарина.
Среди представленных на выставке видов прибалтийских городов и предместий, находится редкое изображение дворца Екатериненталь, исполненное ревельским художником И. Гау, "Развалины. Венден" - одна из ранних работ исторического живописца А.В. Нотбека, рисунок Л. Керпеля "Вид мызы Ронгас", принадлежавшей близкому знакомому Пушкина, писателю князю В.Ф. Одоевскому.
Петербург А.П. Остроумовой-Лебедевой это пушкинский город, ритмы и бытие которого определяет гармоническое, созидательное начало, столь близкое художнице в поэзии Пушкина.
Художники-исследователи Б.С. Земенков и Э.Б. Бернштейн оставили серию зарисовок домов и архитектурных пейзажей Москвы и Ленинграда, занимаясь реконструкцией в рисунке утраченных или перестроенных зданий.
"Я больше всего учусь живописи у Пушкина. Вдумываясь в каждое его произведение, поражаешься красоте самого плана. Точность, краткость - ни одного пустого ненужного слова (мазка)", писал П.П. Кончаловский. В 1930 году он создал серию рисунков и акварелей с видами Крыма и Бахчисарайского дворца. Эти листы пронизаны светом и богатством красочных впечатлений. Необыкновенно лиричны, полные затаенной грусти пейзажи-настроения Ю.Л. Керцелли, художника левитановской традиции, с которым музей связывали творческие и дружеские отношения.
Коллекция интерьеров в собрании музея по своей численности невелика: ее хронологические рамки ограничены пушкинским временем. Исключения составляют работы А.В. Средина и С.Ю. Жуковского, представленные на выставке.