Третьяковская галерея проводит последовательную политику в сфере культурного образования. Программы музея рассчитаны как для широкой публики - экскурсии, лекции, студия изобразительного искусства, так и для профессионалов. Специальным мероприятием, рассчитанным на профессиональную аудиторию, стал Всероссийский конкурс им. П.М.Третьякова, который в этом году проходит в третий раз. Организаторами конкурса кроме музея выступают: редакция журнала "Третьяковская галерея", издательство "СканРус", при спонсорской поддержке "Северсталь-групп".
Конкурс молодых художников до 35 лет был объявлен в апреле 2006 года. Организаторы значительное внимание уделяют региональным участникам, поэтому сроки подачи работ продлевались. Для чего проводится конкурс? Целью конкурса является возрождение традиций русского реалистического искусства. С одной стороны, это настораживает. Традиции реалистического искусства, возникнув в незапамятные времена, одни считают - в эпоху Возрождения, другие относят к XVIII и XIX веку, все время существуют в искусстве, то, выходя на передний план, то, уступая модным тенденциям. Но, безусловно, традиции реалистического искусства трансформируются через призму времени. Такое строгое условие конкурса может отпугнуть кого-то из потенциальных участников. Надо отметить, что традиции реалистического искусства организаторы рассматривают достаточно широко. На итоговой выставке представлены произведения с сильной образной составляющей. Молодые художники используют стилизацию, декоративные приемы, обобщение, академические элементы для передачи своих художественных задач.
В завершающем пресс-релизе о реалистической составляющей произведений конкурсантов уже не говорится. Получается, что задачи конкурса трансформировались. Смотр произведений молодых авторов является показателем развития современного художественного процесса. На конкурс было подано 542 заявки, отобрано 47 работ. Что является показателем того, что с художественным образованием есть определенные проблемы. Но победители конкурса выбраны, значит, есть достойные произведения. Понятно, что талант - это особый дар, и таких людей не может быть много.
10 октября Третьяковская галерея заполнилась не традиционной чинной музейной публикой, а шумной, пестрой молодежной аудиторией. С поздравительным словом выступил директор Третьяковской галереи Валентин Алексеевич Родионов. Объявлял итоги конкурса главный реактор журнала "Третьяковская галерея" Александр Иванович Рожин.
В номинации "Графика" был объявлен только один победитель - диплом I степени и путевку в Италию за работу "Пейзаж без вертикалей" присуждена Николаю Зайкову.
В номинации "Станковая скульптура" награждены три победителя. Заведующая отделением скульптуры Людмила Викторовна Марц сказала, что довольна скульптурными произведениями конкурсантов. В дальнейшем у дипломантов есть все шансы, чтобы их произведения были представлены в собрании музея. Диплом III степени и альбом "Шедевры русского искусства. Золотая карта России" за скульптуру "Иван Поддубный присужден Павлу Зайцеву. Диплом II степени и путевку в Прагу получил Илья Гуреев за скульптуру "Малец". Диплом I степени и путевку в Италию за скульптуру "Ле Корбюзье" присуждена Андрею Тыртышникову.
В номинации "Живопись" выделено два победителя. Диплом III степени и альбом "Шедевры русского искусства. Золотая карта России" Кадыржановой Айсуле за работу "Дома" вручила главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Леонидовна Селезнева. Диплом II степени и путевка в Прагу присуждена Анне Боганис за работу "Беслан. Списки надежды", премию вручила заместитель генерального директора Третьяковской галереи Ирина Владимировна Лебедева. Получается, что премию по живописи получили два достаточно разноплановых произведения. Работу Кадыржановой Айсулы "Дома" меньше всего хочется назвать реалистической, в этой картине земля, небо и дома слились в единую субстанцию. И произведение Анны Боганис "Беслан. Списки надежды", которое производит самое сильное впечатление на выставке. Хрупкая, юная девушка двадцати пяти лет в своей работе запечатлела самую большую трагедию нашего времени. Высочайший накал эмоционального напряжения человека передан скупыми, но ясными средствами - руки, плечи, силуэты. Зрителям предстало произведение зрелого мастера со сложившимся мировоззрением и силой художественной образа.
Пожелаем удачи победителям конкурса. Искусство черпает свое вдохновение в жизни. Хотелось бы, чтобы баланс драматического и позитивного был сдвинут в последнюю сторону
К выставке выпущен каталог, который получили все участники конкурса. (Н.Трегуб).