Арт-Центр "Пушкинская-10" и Музей нонконформистского искусства приглашают 14 октября в 16.00 на вернисаж выставки Латифа Казбекова, Надежды Николаевой и Лейлы Казбековой "ВНЕ НАЗВАНИЯ" (графика, объект), который состоится в Большом зале Музея нонконформистского искусства. Выставка продлится до 12 ноября.
У них - один дом, одна семья, одна мастерская. Когда все собираются вместе, возникает удивительная атмосфера тепла, света и радости. Взаимопонимание основывается на единстве мировоззрения, преданности искусству, уважительном отношении к мнению исканиям другого, взаимоподдержке, исключающей вмешательство или диктат. И еще - открытость новым идеям, неумение и нежелание останавливаться на достигнутом.
Отсюда и особенности творческого облика каждого из них, где присутствуют и моменты сближения, вызванные неизбежным взаимовлиянием, и принципиальные различия, основанные на общей заботе о сохранении и развитии индивидуальности каждого.
Все это подчеркнуто в экспозиции выставки. Художники представили в ней самые характерные для себя области творчества: Латиф - литую бумагу, Надежда - станковые акварели, Лейла - пастели.
Но наибольшим авторитетом, лидером в семье является Латиф Казбеков. Лирик и философ, постоянно повышающий планку, устремленный к новым вехам и рубежам, он задает настрой для всех.
Художественный мир Латифа Казбекова велик, его ощущение жизни и искусства включает и дерзкий эксперимент (сочетание живописи с рельефом, фактурные "диалоги"), и глубокую, постоянно совершенствуемую культуру. Он всегда узнаваем и всегда нов. Какова цена этого неуклонного движения и верности себе, знает только он, а благодарный и непраздный зритель черпает в его искусстве уверенность в том, что истинное качество и истинная индивидуальность по-прежнему остаются синонимом художественного достоинства.
Михаил ГЕРМАН, профессор, доктор искусствоведения, академик Академии гуманитарных наук, член Международной ассоциации художественных критиков (AICA), главный научный сотрудник Государственного Русского музея.
В творчестве Надежды Николаевой не существует принципиальной разницы между фигуративным и беспредметным. Если у Латифа Казбекова абстрактные формы изобразительны, он использует их для выражения отвлеченных философских идей, которые невозможно представить традиционным художественным языком. У надежды же подосновой ее абстракций является конкретная чувственная образность. В листах Николаевой остро ощутима особая одухотворенность природных элементов, могущая стать подлинной стихией.
Личностное начало проявлено и в манере исполнения листов. Если Латиф соблюдает чистоту техник: например, никогда не применяет в акварели белила, не смешивает разнородные материалы, а, изменяя технологию, взрывая ее, всегда логически, сознательно перестраивает весь процесс, - то Надежда работает совершенно спонтанно. Ее листы только условно можно назвать акварелями: на специальной бумаге используются самые различные технологии и материалы. Так же стихийно строится и композиция произведений, буквально от первого пятна, первой точки, организующаяся в самом процессе создания в четко структурированную систему. Многослойная, подвижная текстура органично соответствует внутреннему смыслу листов Н.Николаевой.
Лейла Казбекова, недавно закончившая Академию художеств, успешно и много работает. За это время она уже создала несколько циклов иллюстраций, серии станковых листов.
Лейла виртуозно оперирует различными графическими техниками, блестяще компонует и строит. Но при всей своей легкости, молодой энергии, она основательна и серьезна. Как и родителей, ее не привлекает внешнее. Она строит пространство вглубь, добиваясь, порой, почти скульптурной иллюзии объема.
(в данном тексте использована статья Н.Звенигородской "Бок о Бок")