17 октября 2006 года в доме-музее Павла Кузнецова, филиале Государственного Радищевского музея состоится открытие девятой персональной выставки художника Евгения Бочарава.
Многие саратовцы знают и любят творчество художника Евгения Бочарова. С каждым годом увеличивается число его поклонников - работы художника находятся во многих российских частных коллекциях, в Англии и Германии, Канаде и США, Швеции, Японии, Италии…
Евгений Бочаров давно зарекомендовал себя как выдающийся мастер акварели. В его семье было много художников, как профессиональных, так и талантливых любителей. Дядя по отцу был профессиональным живописцем, мама состояла в родстве со знаменитой семьей Бенуа. Отец Евгения Бочарова был художником-любителем, что не уменьшает ценности его работ, как и рисунков бабушки, женщины невероятно одаренной от природы, поскольку она получила только домашнее образование, как и большинство дворянских девушек того времени.
Евгений Иванович Бочаров постепенно и настойчиво постигал нелегкое ремесло живописца, всю жизнь открывая для себя все новые и новые возможности в овладении мастерством. Он сумел привить любовь к искусству и своим детям, обе его дочери с удовольствием рисуют. Евгений Бочаров живет и работает в Саратове всю жизнь. Здесь он учился, успешно окончил сначала художественную школу, затем художественное училище, некоторое время работал преподавателем художественного училища.
Однако, несмотря на такое отличное образование, сам Евгений Иванович признавался, что по-настоящему любовь к рисованию он получил в художественной школе, где работал замечательный педагог Григорий Яковлевич Харьков, оказавший сильнейшее влияние на его судьбу. Харьков научил своего талантливого ученика работать с акварелью, причем это были не только азы мастерства, поскольку полученные навыки были почти профессиональными, и Евгений Иванович понял суть работы с тонкой техникой акварели.
Впоследствии Евгений Иванович закончил факультет графики Московского полиграфического института, где многому научился у великолепных мастеров – художника Аскольда Викторовича Лепяцкого и дочери графика с мировым именем – Наталии Андреевны Гончаровой. На первых выставках Евгения Бочарова преобладали произведения, исполненные в технике чистой акварельной живописи. Несколько позже зрители смогли увидеть работы, где художник, наравне с акварелью, использовал также гуашь. Гуашь придала его произведениям большую насыщенность и особый колорит. Помимо гуаши, Евгений Бочаров использовал в некоторых работах цветной карандаш и пастель, итальянский карандаш. Благодаря этому ему удалось добиться поистине изощренной техники нюансов, характерной именно для акварели, какие бы материалы он ни использовал в работе одновременно. И практически всегда Евгений Иванович работал в своем излюбленном жанре пейзажа.
Выставка «Дворики» посвящена уходящему Саратову, уютному, пронизанному проникновенной нежностью, которая особо остро чувствуется, когда художник пишет лепящиеся друг к другу крыши домов на фоне современных высотных зданий – будущего, которое наступит обязательно, но будет ли оно столь же поэтичным?
Вряд ли… И потому зритель с таким интересом, словно в первый раз, разглядывает привычные саратовские дворы, такие пестрые и цветные летом («Перекресток», «Вишневый цвет»), умиротворенные зимой («Дворик на Мясницкой»). Но особенно часто мастер изображает межсезонье – осень и весну, когда весь Саратов превращается в произведение неизвестного импрессиониста, и художник отмечает эту тонкую и неуловимую прозрачность, серовато-сизый флёр, из-за которого, вероятно, Саратов иногда называют «маленьким Парижем».
Словно сквозь серебристую вуаль мы видим улицу, поблескивающую от дождя, осыпанную листьями, как тусклым золотом («Осенний дождь»); светом и предчувствием приближающейся весны, расцветающей радостью исполнены работы «Мартовские тени», «Весенние Покрова» «У новой мечети», в нежном облике зеленой дымки предстает дворик и небольшая улица на картине «Майская зелень». Люди довольно редко встречаются в этих работах Евгения Бочарова, и они являются неотъемлемой частью всего пейзажа. Особенно выделяется среди таких картин «Утро Пасхи», чем-то вызывающее неуловимые ассоциации с подобной же темой великого Нестерова: мы видим стройные изящные фигурки прихожанок, направляющихся в церковь, и, кажется, они пронизаны светом, который проникает в душу каждого, кто смотрит на эту удивительную работу. Каждую картину Евгения Бочарова можно назвать небольшим и емким рассказом, над которым можно бесконечно долго размышлять, в душе любого эти произведения найдут отклик. Негромкая красота уходящего, которая не может не вызвать ностальгии по исчезающему городу, по уюту, теплу…
В экспозиции «Дворики» представлено 38 работ, которые были созданы в 2005-2006 годах. Выставка проходит в рамках проекта по изучению Глебучева оврага «Музейная долина», осуществляемого усилиями работников Дома Павла Кузнецова.
Екатерина Останина