Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный Центр современного искусства представляют выставку РОЗОВОЕ И БЕЛОЕ. Игорь и Светлана Копыстянские. Открытие 5 октября в 19.00. Кураторы: В.Пацюков, Н.Венман. Координатор: И. Саминская. Выставка открыта с 6 октября по 5 ноября.
Впервые после 1988 года в Москве можно увидеть новые работы Игоря и Светланы Копыстянских. С 6 октября по 5 ноября 2006 в Государственном Центре современного искусства будет демонстрироваться видео-инсталляция "Розовое и белое", в основе которой - прозаическое произведение Даниила Хармса "Случаи".
Название инсталляции не столь невинно-идиллично, каким кажется на первый взгляд. В словосочетании "Розовое и белое" отчетливо проступает его "родовая" основа - традиционное "Черное и белое". Именно таким - черно-белым - будет выглядеть самый розовый мир, переведенный в черно-белое изображение. Расставить по местам "черное" и "розовое" - задача, стоящая перед зрителем.
"Игорь и Светлана Копыстянские традиционно разрабатывают проблему "искусство как текст", варьируя феномен взаимоотношения слова и образа как постоянно исчезающую художественную реальность. Ее формы способны абсолютно разрушаться, сохраняя свою матрицу и код записей, чтобы вновь обрести свое рождение в самой парадоксальной и метафизической образности.
Проект "Розовое и белое" - своеобразное ироническое визуальное комментирование поэтики Даниила Хармса. Ее образность определяется черно-белой драматургией как оппозицией двух состояний судьбы поэта. Белое в чистоте своей визуальности транслирует световые феномены драматургии "случаев", органически существуя в системе черно-белого кино. Трагическое "черное", в свою очередь, рассматривается как мерцающее состояние, временами окрашивающееся банальностью и профанностью - розовым цветом, где возвышенное граничит с китчем. Определенность "черного" переходит в свою неустойчивость, в метафору розового - в цвет, реально отсутствующий или присутствующий за границами кадра как контекст. Иллюзорное "наличие" розового манифестирует цвет надежды и иронии, цвет сегодняшней "глянцевой" культуры, построенной на шоу-реальности.
Видео-инсталляция "Розовое и белое" - это восемь экранов, представляющих восемь "случаев" Даниила Хармса. Драматургия "случаев" построена на противонаправленных движениях кинокадров, встречающихся в своем условном центре в образе коллажа, в совместимости несовместимого. Последовательность событий в проекте "Розовое и белое" напоминает фильмы-инструкции по технике безопасности, где человек всегда фатально связан с травматическим действием, с инцидентом (хармсовским "случаем"). "Машинное" поведение человека в системе директивных инструкций сближает "кинематограф" Копыстянских с ранним авангардным кинематографом Дзиги Вертова, Ман Рэя и Марселя Дюшана, наполненным пространственными парадоксами, сдвигами и смещениями во времени.
Акустическая дорожка к проекту "Розовое и белое" специально написана известным американским композитором и перформансистом Дэвидом Мэссом в стратегиях минимализма, с использованием конкретных звуков и естественных шумов". (Виталий Пацюков, куратор проекта).
Светлана (род. 1950, Воронеж) и Игорь (род.1954, Львов) Копыстянские начали художественную деятельность в Москве в 1970-е годы. После знаменитого московского аукциона Sotheby's в 1988 они уехали в Нью-Йорк и вполне успешно вписались в интернациональный художественный процесс. Копыстянские были участниками крупнейших международных смотров contemporary art, в том числе Венецианской Биеннале (1988 и 1995), кассельской "Документы" (2002). Видео-инсталляция, представленная в ГЦСИ, летом 2006 года с успехом демонстрировалась в лондонской Lisson Gallery.