Почти столетие прошло с тех пор, как под сводами Зимнего дворца смолкли шаги членов последней императорской семьи. Сегодня в Александровском зале Эрмитажа, одного из крупнейших музеев мира, а некогда царской резиденции, посетители могут стать свидетелями их возвращения. Царствие Александра III и его сына Николая II, последнего монарха России, оживает в красках картин Лаурица Туксена. Открытие выставки датского мастера стало кульминацией серии мероприятий, предшествовавших церемонии захоронения дочери короля Дании Кристиана IX принцессы Дагмар, после принятия православного крещения - Марии Федоровны, жены Александра III, императрицы Государства Российского.
Члены датской королевской семьи, кронпринц Фредерик и принцесса Мэри. Российские и датские дипломаты. Потомки Романовых, династии, более 300 лет правившей здесь. Государственный герольдмейстер РФ (и одновременно заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе) Георгий Вилинбахов, разработавший проект церемониала перезахоронения праха Марии Федоровны. Сотрудники музеев: Эрмитажа, Павловска, Государственного музея искусств Копенгагена, из чьих собраний прибыли на выставку картины. И, наконец, журналисты разных стран. Гости, превратившие открытие скромной (ведь здесь представлено лишь 16 экспонатов) выставки в торжество.
Придворный портрет - особый жанр. А придворный художник - не просто живописец. Для этой должности мало виртуозного владения кистью. Придворный художник - дипломат, имиджмейкер и PR-менеджер. И Туксен почти 40 лет успешно исполнял все эти роли. Настолько успешно, что его заказчиками были не только монархи его родной страны, но и связанные с ними узами родства монархи России и Великобритании.
"Портрет императора Александра III, императрицы Марии Федоровны и великого князя Михаила Александровича" 1884 года - первое полотно выставки, встречающее посетителей. Мария Федоровна, преданная жена и любящая мать, - образ, увековеченный художником на этом полотне. Образ, утверждаемый в нашем сознании каждым мероприятием, каждой выставкой траурных торжеств сентября 2006 года. Но разбираться с тем, соответствует ли он действительности, оставим историкам. А сами насладимся мастерством художника. Великолепие официальных церемоний и обманчивая простота семейных портретов. Лауриц Туксен виртуозно умел изображать и представлять все стороны монаршей жизни публике. И пусть на некоторых картинах, таких, как "Визит королевской семьи в Новый Карлсберг", или упомянутом выше изображении Марии Федоровны и Александра III, его венценосные заказчики и похожи на простых смертных.
Но что-то, быть может, в осанке или во взгляде (не нуждающееся в золоте, горностаях и пурпуре, символах и атрибутах власти) не дает зрителю усомнится в том, кто перед ним. Что ж, в этом и состоит мастерство придворного живописца: заставить зрителя поверить и почувствовать, что монархов делает монархами не только происхождение.
Сайт Государственного музея искусств Копенгагена http://www.smk.dk
(с) Музеи России