"Мы, жители града Петра, пред вами собрались здесь. Намерены мы вам, досточтимая публика, жалобы несть! Благодарим за внимание! Надеемся на понимание!" Словами этими начался шестой ежегодный фестиваль "Современное искусство в традиционном музее". Семь музеев - девять проектов художников России, Финляндии и Голландии. Итак, 23 сентября 2006 года Петропавловская крепость. Под аккомпанемент традиционного выстрела пушки, знаменующего наступление 12 часов по полудни, Институт Про Арте представил первый его проект, Хор жалобщиков Санкт-Петербурга.
Нет тем запретных для современного искусства. Нет, тем ему неинтересных. Оно создано, дабы удивлять публику. Шокировать ее. Иногда оно иронично. Порой убийственно серьезно. Не чуждо ему и веселое хулиганство. Посмотрев проекты представленные в музеях фестиваля, вы сами сможете в этом убедиться. Современные художники и их произведения теперь нередко появляются в некогда негостеприимных для них стенах традиционных музеев. Сотрудничество взаимовыгодное. Зрителям легче воспринимать искусство, любое искусство в привычном окружении. А старые музеи (например, в данном проекте участвуют в основном музеи не самые посещаемые) привлекают новых посетителей.
Современное искусство в традиционном музее - традиционный музей в современном искусстве. Это не только сюжет инсталляции Марины Алексеевой помещенной в пространстве Института Про Арте. Это сюжет самого фестиваля. Ощущение наличия продуманной концепция отбора произведений несомненное (редкое, к сожалению, в наше время) достоинство данного проекта Института Про Арте. Встреча и взаимоотношения прошлого, настоящего, будущего. Не только в искусстве. В жизни, в нашем сознании. Вот лейтмотив его проектов. Почти мистическая связь между ними. Когда черты одного угадываются в облике другого. Чувство истории, о котором повествуют Керим Рагимов и Ирене Янце в одноименном проекте. Но порой мы не можем с уверенностью сказать, где одно время, где другое. Кажется явления, предметы поменялись свойствами и приметами. На стыке эпох мы теряем ориентиры во времени и пространстве. Возможно свет знания, которому посвящен проект представленный в Музее истории Санкт-Петербургского Государственного Университета, поможет вам вновь их обрести, если конечно вы их потеряли.
На протяжении столетий концепция мира музея не претерпела существенных изменений. Залы иногда новые, иногда старинные с одинаковыми рядами витрин, хранящих экспонаты. Они сохраняют их и подтверждают их статус. Ведь вещь, попавшая за музейное стекло становится исключительной. Теперь этот мир сам стал экспонатом. Даже игрушкой в руках художников. Современное искусство и есть игра. Бесконечный эксперимент. Ряды витрин с миниатюрными, кукольными подобиями залов музеев - художественный проект. И точное описание одного из вариантов взаимоотношений современного искусства и традиционного музея (Е. Крылова)
Музеи о проектах фестиваля:http://www.museum.ru/N28233: "Спящие красавицы, или потерянный рай" в Музее-квартире актеров Самойловых
http://www.museum.ru/N28234: "Ballet royal: арифметика идеального" в Санкт-Петербурге
(с) Музеи России