21 сентября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)". На экспозиции представлено более 90 произведений живописи и графики из собрания Русского музея и Государственной Третьяковской галереи.
В истории русского искусства второй половины XIX столетия А.К. Саврасову принадлежит одно из самых почетных мест. Творчество этого художника сыграло первостепенную роль в становлении и расцвете русского реалистического пейзажа. Он был основоположником лирического направления в пейзажном жанре, человеком исключительного поэтического дарования и душевной чуткости. Именно ему принадлежит важнейшее для отечественной пейзажной живописи открытие, заключающееся в непосредственной связи чувств и переживаний человека с миром природы, связи, которая становилась основой эмоционального содержания произведений.
А.К. Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье купца. В ранней юности у него обнаруживаются способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспособить сына к коммерческим делам", Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния, которое оканчивает в 1850 году и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" и "Камень у маленького ручья".
Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В его юношеских произведениях - "Вид Москвы с Воробьевых гор" (1848), "Вид Кремля в ненастную погоду" (1851) - сказалось внешнее влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.
Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября) привлекли внимание его картины "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", за которые художнику присваивается звание академика. Обе картины значительно отличались от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы.
Вернувшись в Москву, Саврасов участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики. Особенно дружен был Саврасов с Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок.
Наиболее значительным произведением Саврасова 1860-х годов была картина "Лосиный остров" (1869), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств.
В декабре 1870 года Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. "Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством", - пишет художник П.М. Третьякову. Одна за другой появляются картины "Волга под Юрьевцем" (1871), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871) и, наконец, "Грачи прилетели" (1871), экспонировавшаяся на Первой передвижной выставке и восторженно принятая всеми.
"Какая простота! - писал Левитан - Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу". Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. На I-ой выставке Товарищества, членом-учредителем которого стал Саврасов, наряду с "Грачами" экспонировалась и картина "Дорога в лесу", в которой создан романтически возвышенный образ лесного пейзажа.
Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок. Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Волга вдохновила художника на создание пейзажей, полных светлых чувств, а иногда и щемящей грусти. В ту же весеннюю пору, когда была создана картина "Грачи прилетели", написано и полотно "Разлив Волги под Ярославлем". Главное в нем не противостояние человека и стихии, а неоглядная ширь, захватывающий простор разлившейся реки, торжественно раскинувшейся под голубовато-серым небом.
Однако, с годами в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска. Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 году) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен "Могилы над Волгой" (1874).
Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.
Его ученик И. И. Левитан писал: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества".