1 сентября 2006 года в 17.00 в залах Радищевского музея впервые в Саратове открывается выставка произведений Зураба Константиновича Церетели, президента Российской Академии художеств, Парижской Академии изящных искусств, Института Франции, который называют «Академией бессмертных», члена Испанской Академии изящных искусств Сан-Фернандо и Офицера французского ордена Искусства и литературы. Выставка проходит в рамках Всероссийского проекта, посвящённого 250-летнему юбилею Российской Академии художеств, который будет широко отмечаться в 2007 году.
З. К. Церетели учился в Тбилисской академии художеств. В его творчестве прослеживается синтез особенностей искусства России, Запада и Востока, понимание академического и народного искусства с его богатейшей образностью и символизмом.
Зураб Церетели обладает неукротимой творческой активностью. Кроме работы государственного деятеля в Российской Академии художеств, работы по восстановлению храма Христа Спасителя в Москве, он является автором монументальных произведений, появляющихся буквально по всей планете. И при этом он интенсивно занимается живописью, графикой, скульптурой, эмалью, в том числе, возрожденной техникой перегородчатой эмали.
Выставка, экспонирующаяся в залах Радищевского музея, представляет 44 произведения живописи, 54 эмали, 25 – скульптуры и рельефов, 16 – графики.
Темы искусства, музыки, поэзии, цирка, а с ними человеческих чувств, проходит через всю выставку. Глубина и многогранность образов выражена пластикой формы, цвета и линий. Динамичностью и экспрессией наполнена каждая работа, даже иной раз при кажущейся замкнутости персонажей. Лирика и трагизм почти всегда переплетаются в работах, наполняя их многозначностью и притягательной силой.
В живописи можно выделить еще одну тему – памяти. Серия работ посвящена «Памяти Малевича», «Памяти Микеланджело», «Памяти Марка Шагала», «Памяти Модельяни». Звучит как Реквием. В горельефах представлены 2 темы. На одних изображены творцы искусства («И. Бродский», «Ф. Шаляпин», «Р. Нуриев», «Б. Пастернак»). На других - простые люди, продающие цветы, играющие на музыкальных инструментах, молящиеся, мечтающие, сосредоточенно погруженные в глубокие переживания. Скульптурные образы выполнены в бронзе с характерными атрибутами. Фигуры помещены на черном фоне и обрамлены коричневой рамой. Результат – своеобразные скульптурно-декоративные картины.
Отдельно можно выделить серию, выполненную в технике перегородчатой эмали на библейские сюжеты. Легки изображенные фигуры, декоративна композиция и ее детали, благородна цветовая гамма. Это сочетание рождает отстраненность восприятия, ощущение нереальности происходящего.
Названия многих произведений рассчитаны на рождение ассоциаций у зрителя. Например: женщина – цветы. И ряд натюрмортов с букетами называется женскими именами «Талико», «Елена», «Тамара». Другие названия звучат как маленькие поэмы: «Я жду, жду, жду тебя», «Так бы всю жизнь», «Идут или нет?», «Прекрасная мечта во сне», «В гостях у белых лилий».
Выставка наполнена не просто произведениями искусства, она наполнена любовью, красотой и добром.
Елена Слухаева, заместитель Генерального директора по экспозиционно-выставочной работе Радищевского музея
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N28264