Однажды в приемную директора западных железных дорог парижского вокзала Сен-Лазар вошел хорошо одетый человек. Вручив свою визитную карточку служителю, он стал ждать аудиенции. "Я художник Клод Моне" - представился он, войдя в кабинет. Чиновник железнодорожного ведомства о живописи имел самое смутное представление, но признаться в этом не посмел. Выдержав эффектную паузу, Моне сообщил растерявшемуся директору: "Я решил писать ваш вокзал! Долго колебался, какой из двух вокзалов выбрать - Северный или ваш, но, наконец, остановился на вашем - он более характерный". Взамен Моне оказывали всяческое содействие: поезда останавливали, перроны очищали, топки паровозов набивали углем, чтобы они дымились так, как того хотелось Моне.
Так, согласно воспоминаниям друга Моне - художника-импрессиониста Огюста Ренуара, в 1877 году была создана знаменитая серия изображений вокзала Сен-Лазар (известнейшие полотна цикла находятся в Музее Орсэ, Париж; Музее Мармоттан, Париж; Институте Курто в Лондоне) - ставшая визитной карточкой и Клода Моне, и импрессионизма. Идея ее создания возникла, видимо, под влиянием реакции критики на знаменитое "Впечатление. Восход солнца" (1872, Музей Мармоттан, Париж), которая была представлена на первой выставке группы художников, названной, впоследствии, в ее честь импрессионистами. Моне упрекали, что на картине невозможно ничего разобрать. Моне парировал, что в тумане предметы не могут иметь четких очертаний. В ответ он услышал: туман - не сюжет для художника… И решил написать нечто еще более туманное. Перроны, окутанные густым, клубящимся дымом паровозов в момент отправления поездов очаровали его. Он счел их подходящими для вышеозначенной цели.
Бег рек, плеск морских волн, пар, лед… Вода всегда влекла его. Так появилась знаменитая мастерская художника, оборудованная в лодке. Отсюда и прозвище Моне - Рафаэль воды.
Клод Оскар Моне (1840-1926) формально был учеником живописца Глейра. Правда, главным приобретением сделанной им в его мастерской были не знания, а друзья и сподвижники: Базиль, Ренуар, Сислей. Моне был беден, упрям, талантлив и, наконец, искренне верил, что пришло время новой живописи. Присущая ему уверенность в себе сделала его вождем группы. Вскоре он убедил новых друзей покинуть мастерские и обратиться к природе. Фанатик новой живописи, он отрекся от изучения старых мастеров. Единственным своим учителем он признавал природу и безоговорочно верил лишь зрительным ощущениям. Пейзаж так и остался главным жанром его творчества.
Впоследствии пути друзей-художников разошлись. Лишь Клод Моне остался верен принципам импрессионизма до конца. Но, тогда именно он поддерживал в своих товарищах веру в успех и был их наставником в коммерческих тонкостях реализации произведений искусства.
Время наивысшего расцвета таланта мастера приходится на 1870-е годы. Моне живет в Аржантее, городке на берегу Сены. Лучшие произведения этого периода - "Регата в Аржантее" (1872), "Парусные лодки. Регата в Аржантее" (1874), "Мост в Аржантее" (1874) ныне хранятся Лувре. Палитра прошедшая очищение от черного цвета сияет россыпью драгоценных радужных цветов. Глаза художника научились видеть мир иначе, не так как видят его глаза обыкновенного человека. Отныне он был соткан для него из мазков чистого света, который есть цвет (вскоре научные исследования подтвердят, что художник все увидел правильно). Сам Моне так описывал свой метод: "Когда вы выходите писать, постарайтесь забыть, какие предметы перед вами - дерево, дом, поле или что-то еще. Просто думайте: здесь квадратик голубого, здесь полоса розового, здесь желтая жилка... Пишите до тех пор, пока не будет передано ваше собственное наивное впечатление сцены, находящейся перед вами".
Он ловил свет и бросал его на холст. С терпением и прилежанием ученого он исследовал поведение цвета и света. Так в 1890-х годах появились серии "Стога" (Музей Орсэ, Париж; Институт искусств, Чикаго) и "Руанский собор", готика, растворяющаяся в солнечном свете (Музей Орсэ, Париж; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва). Позднее появился датируемый 1900-ми годами цикл видов Лондона, захваченного туманом. В конце жизни под влиянием символизма и модерна в творчестве Моне усиливаются декоративные тенденции - серия "Кувшинки" (1905-1920-е годы, Музей Мармоттан, Париж; Музей Орсэ, Париж; Музей изобразительных искусств, Бостон; Институт искусств Чикаго).
Искусство Франции второй половины XIX века - это перманентная революция. Предшественники Моне декларировали право художника писать современную повседневную жизнь. Импрессионисты, и в первую очередь Моне, избавил цвет от тирании рисунка. Завоевание, без которого живопись ХХ столетия была бы иной…
(с) Музеи России
Музей д' Орсэ. Musee d'Orsay. Как импрессионизм покорил весь мир: http://www.museum.ru/N26105
Импрессионизм. Impressionnisme. Художники с Бульвара Капуцинок: http://www.museum.ru/N27955
Сайт Музея д' Орсэ: http://www.musee-orsay.fr
Музей Мармоттан, Париж: http://www.marmottan.com (есть краткая справка о музее на русском языке)
Сайт Лувра: http://louvre.fr