«Есть как минимум две причины, по которым стоит заниматься искусством. Первая – это рассказать миру о себе, вторая – это узнать о самом мире», - пишет современный критик искусства Лев Степанов. Но ведь есть и третья – узнать мир через себя или себя через мир. Именно эта третья причина движет художниками, чей путь пролегает через Хвалынск.
В августе 2006 года в Хвалынске работало около 50 художников с разной продолжительностью пребывания, интенсивностью проживания мотива, опытом вчувствования, и индивидуальными попытками описания мира. Во время пленэров они сделали две однодневные выставки: промежуточную и итоговую – своеобразные отчёты о работе.
Художники и зрители наводняли 13 и 20 августа 2006 года территорию Хвалынского Дворца культуры. Для художников настал момент Истины. Людской поток из художников, поклонников, журналистов, фотографов перетекал от одной экспозиции к другой. Здесь полностью отсутствовал коммерческий аспект. В самом деле, лучшие работы этих выставок рождены индивидуально выстраданным опытом. То, что казалось абсолютно исторгнутым из режима современной образности – созерцание, доверительное высказывание – вновь возвращены в живопись, например, А.Симоновой (г.Пущино). Одну из её картин можно условно назвать «Бегство в Египет», вернее – в Хвалынск… В сущности, это бегство не от опасности, а к неведомым возможностям бытия. Об этом говорят и краски, вспыхивающие золотом холмов и сияющие вокруг фигур бегущих, словно предвещая «нечаянную радость».
Иногда, как в работах В.Белоусова (г.Красноярск), можно было внимательно рассматривать форму картины саму по себе, как событие абсолютно единичное. Здесь, балансируя между цельным нутром и реальностью мотива, художнику удалось достичь чистого пространства пластики, образа и цвета.
Живопись В.Мошникова (г.Саратов) кажется во многом загадочной. Каждому зрителю придётся самостоятельно отыскивать какие-то подсказки и намёки на объяснение смысла мистерий, которые разворачиваются на его картинах, созданных из очень похожих элементов и при этом совершенно неповторимых. Причём высказывание достигается живописно-пластически: мерцающим фоном тонких сближенных серо-розовых, сиренево-синих, лимонно-жёлтых тонов, на которых проступают глубинные образы. Есть художники, воплощающие гармонические миры, к таким можно смело причислить В.Мошникова. Но гармония эта покупается ценой ухода из реальной жизни в поэтические грёзы об «иных берегах». В основе многих картин Мошникова, написанных в этот август, лежит некий вселенский страх, но по воле художника катаклизмы укрощаются праздником света, исторгающимся из картинных глубин. В его художественной
индивидуальности европейский профессионализм и мастерство сочетаются с метафизической погружённостью. Это очевидно проступает в каждой композиции.
У Н.Леонтьевой (г.Саратов) пространство пульсирует, напоминает дыхание: художница и пространство овладевают один другим и растворяются друг в друге, рождая и в зрителе «океаническое чувство», о котором писал Фрейд. К этому «океаническому чувству», в котором происходит творческий процесс, Н.Леонтьева приобщила и свою дочь Анну, которая чувствует пространство – способность редкая, предполагающая в субъекте некий внутренний орган восприятия окружающего мира как живого.
Миры Е.Мальцевой (г.Саратов), И.Митяшина (г.Казань) и Г.Губанова (г.Санкт-Петербург) наполнены светом и энергиями. Эти миры рождают в зрителе ощущение бесконечной потенциальности воплощающегося мира. Мир Е.Мальцевой кипит, взрывается, пульсирует. Это мир земной, но увиденный на пределе бытия. В пейзажах Г.Губанова жизнь природы яркая и интенсивная, оставляющая на холстах ощущение свечения и теплоты. Это мир «персти земной». Ощущение от произведений И.Митяшина такое: художник кладёт краски на холст или бумагу, а они сами находят свои пути на поверхности, краска приходит в движение.
Напротив, статичен мир П.Маскаева (г.Саратов), художник «знает» пространство, его расслоенность и его возможность создавать «ряды». Его опыт охватывает всю толщину пространственных слоёв, от чисто метрического переживания до их топологических признаков. Может быть, поэтому его влекут панорамные пейзажи, которым тесно в рамках холста, он разворачивает их в диптихах и триптихах.
В.Морковин (г.Саратов) нашёл в Хвалынске тоже своё – свою особую интонацию, свой «излом» художественного видения, в котором возникает контраст зелени яблонь, красных крыш и серых заборов, где древесные стволы «держат» композицию, а тёплые цвета доминируют, создавая особое настроение «вечной песни» солнца и жизни.
С.Лопухова (г.Саратов) работала в разных техниках: пастели и маслом, обогащая одну другой. Ритм широких мазков, конфигурация и взаимное располо жение цветовых пятен позволили художнице выявить эмоциональную напряжённость выбираемых мотивов.
Художники заставили-таки зрителей остановиться у картин, почувствовать поле их воздействия в виде необъяснимого волнения. Но как пересказать отражения в воде, свет утренней волны, рефлексы света на мокрой дорожке, клубящиеся облака… Самое лучшее – постараться увидеть самим. И пережить… Эта возможность появится совсем скоро: в сентябре художники покажут свои работы на выставке в одном из филиалов Радищевского музея - картинной галерее А.А.Мыльникова в Энгельсе.