Эмблема Центрального Банка России, украшающая российские рубли и купюры - известный рисунок, изображающий двуглавого орла, был создан в прошлом веке русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным. Странно, но этот примечательный факт мало известен. Иван Билибин - один из организаторов и руководителей объединения "Мир искусства", создатель книжной и журнальной цветной графики (до него никто по настоящему не задумывался о сочетании шрифтов, текстовых колонок и цветных изображений), неутомимый исследователь и путешественник (фотоэкспедиция на русский Север в 1904 году - изучение деревянного зодчества и дизайна бытовых предметов), живописец и график, сценограф и иллюстратор, философ и историк…
Великому русскому художнику 16 августа 2006 года исполняется 130 лет - дата юбилейная. Празднование проходит скромно в виде многочисленных выставок, которые затевают районные и городские библиотеки по всей России. Почему-то о Билибине мало пишут взрослые, которые в детстве с увлечением рассматривали сказочные картинки - Василиса Прекрасная, Баба Яга, Кощей Бессметрный, Царь Дадон и Иван-царевич…
Наследие гения многообразно. С детства мы знакомимся с творчеством Ивана Билибина, вступая в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением Мастера. Многие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажется воистину народным, уходящим в глубь веков. В принципе, так и есть, ведь в своем творчестве Иван Яковлевич использовал результаты своих научных изысканий. Еще в 1904 году он организовал фотоэкспедицию по темам "Народное творчество русского Севера" и "Русское деревянное северное зодчество", уникальные материалы которой потом составили целый номер журнала "Мир искусства". Фактически, именно Билибин открыл для российской общественности художественную культуру древней Руси, вместе со своими соратниками по объединению "Мир искусства", такими как Рерих и Бакст. И сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах - выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное волшебное существо. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой "красноярской" купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом - такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России Билибин передал фабрике "Гознак" право собственности на многие свои графические разработки.
Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Санкт-Петербурге. Сюда он вернулся из эмиграции в конце 30-х годов, и здесь же умер в 1942 году во время ленинградской блокады, поскольку не захотел покинуть родной город. Он происходил из старинной купеческой семьи, прославившейся меценатством еще в начале XIX века. Прослушал курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета (1896-1900), сдал государственные экзамены в Новороссийском университете (Одесса). С 1895 И. Я. Билибин посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, учился в Мюнхене и в Тенишевской мастерской у И. Е. Репина, который позже перевел молодого художника в свою мастерскую при Академии художеств. По словам самого Билибина, в эти годы на него произвела неизгладимое впечатление выставка В.М. Васнецова, с этого момента он стал активным деятелем национально-романтического направления художественной культуры.
В 1899 он - член художественной группы "Мир искусства": оформлял одноименный журнал, участвовал в выставках. В 1902-1904 И.Я. Билибин путешествовал по русскому Северу, где собрал большую коллекцию народного исскусства. Научные изыскания повлияли на художника. Он документально точен в изображении утвари, одежды, архитектуры, а в своих иллюстрациях использует композиции русского лубка. Но это не помешало ему совершить открытия в искусстве книжной графики. Его рисунки к былине "Вольга" (1902-1904), пушкинским произведениям "Сказка о царе Салтане" (1904-1906), "Сказка о Золотом петушке" (1907,1910) и др. - органично сочетаются шрифтами и плоскостью листа, что впервые позволяет воспринимать книгу как единое целое.
В 1904 Пражский национальный театр заказал художнику эскизы декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908) "Снегурочка". Он создал костюмы к опере М.П. Мусоргского (1839-1881) "Борис Годунов" (1908), к балету "Пир" для антрепризы С.П. Дягилева. Для билибинской графики этого периода характерны иконописная стилистика и яркий насыщенный цвет - таковы иллюстрации к киевским былинам (1912-1918), обложка журнала "Лукоморье" (1915).
В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет - оформление журнала "Жар-птица", "Хрестоматии по истории русской литературы", книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге. И вновь - декорации и костюмы для русских опер "Сказка о царе Салтане" (1929), "Царская невеста" (1930), "Сказание о граде Китеже" (1934) Н.А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А.П. Бородина (1930), "Борис Годунов" М.П. Мусоргского (1931), к балету "Жар-птица" И.Ф. Стравинского (1931).
В сентябре 1935 И.Я. Билибин принял гражданство СССР, а через год, после завершения работы над панно "Микула Селянинович" для советского посольства в Париже, вернулся с семьей на родину. Преподавал в Академии художеств, а также работал в области книжной графики, иллюстрируя сказки Пушкина, народные русские сказания и былины. Он, не покладая рук, работал до своей трагической смерти в холодном блокадном городе.
Выставка "Чудесное перо Жар-птицы" откроется в Красноярском музейно-выставочном центре 30 августа и будет работать до 25 сентября. В формировании экспозиции участвуют более 20 художников и дизайнеров, членов художественного объединения "Ультрамарин", будут представлены экспонаты и полотна из коллекций частных галлерей "Дар" и "Хинган" (в том числе прижизненные литографии работ Ивана Билибина), а также экспонаты из коллекций Красноярского музейного центра "На Стрелке".
Павел Полуян