10 сентября 2006 года в 18.00 Московский музей современного искусства приглашет на открытие выставки "1930-2005. Русские хроники".
Среди европейских фотографических держав Венгрия - одна из самых самобытных. Расцвет венгерской школы фотографии пришелся на 1920-е годы, когда ее представители Брассаи, братья Роберт и Корнель Капа, Андаш Кертеш обретали громкую известность в Париже, а Ласло Моголи-Надь преподавал фотографию в Баухаузе. Венгерская фотография стала завершающим аккордом культурного ренессанса Австро-Венгерской империи конца XIX - начала XX века. В те годы фотография повсеместно заявляла себя полноправной участницей синтетического процесса развития культуры, наравне с живописью, музыкой, литературой, театром. Барочность, внутренний динамизм, страстная витальность - наследие культуры Австро-Венгрии - сохранялись в венгерской фотографии на протяжении всего ХХ века, независимо от этапов ее развития…
В рамках выставки венгерских авторов о России, привезенной в Москву, представлена документальная фотография: жанр, портрет, репортаж. Взгляд венгерских фотографов на Советский Союз очень отличался от официальной советской фотографии. Фотографы из западной(!) Венгрии (они, несмотря на неизбежный прессинг цензуры внутри социалистического лагеря, были все-таки действующими лицами художественного процесса большой Европы) ехали в Москву, ожидая то ли увидеть воочию картинки из пропагандистского "Огонька", то ли обнаружить неведомую другую сторону Луны. И находили нечто третье. В тридцатые годы Янош Райзман наблюдает за улицами Москвы и воскресным отдыхом рабочих и служащих в парке. В 1940-х приехавший из США в СССР Роберт Капа схватывает парадоксальное (и естественное для народа, победившего в войне) активное строительство приватной повседневности на фоне пропагандистских плакатов. В 1950-х Корнель Капа делает в Москве, пожалуй, самые известные во всем мире портреты Нобелевского лауреата Бориса Пастернака. В 1970-1980-е годы Имре Бенко снимает упадок старых коммунистических символов, их вытеснение на обочину рутинной жизни в провинциальных городах. Венгерский фотограф Деметер Балла по просьбе Марины Влади был постоянным спутником Владимира Высоцкого во время его концертных поездок по СССР.
Самая ранняя фотография на выставке - снимок Андраша Кертеша из прифронтовой зоны Первой мировой, сделанный в 1916 году. Будущая звезда мировой фотографии - простой солдат, оказавшийся в гуще южнорусского пыльного обоза… Среди фотографий начала 2000-х на выставке работы Андраша Фекете, Белы Доки, Андрея Банкути, Лили Жас. Экспрессия их цветных снимков в новой форме возвращает зрителя к динамичной традиции венгерской фотографии. Кто-то из фотографов живет в России почти постоянно, врос в московскую интернациональную компанию людей с камерами. Кто-то сумел высказать в фотографиях что-то свое, важное о России за время краткого пребывания в ней.
"Русские хроники" представлены более чем 200 фотографиями из собрания Венгерского музея фотографии и Ассоциации венгерских журналистов, из личных архивов авторов.
Выставка открыта по 25 сентября 2006 года .