Прага, город, окруженный ореолом мифов и легенд. Город алхимиков, чернокнижников, поэтов, писателей и художников. На его улицах найдете вы все стили европейского искусства последнего тысячелетия: готику, Ренессанс, барокко и, наконец, модерн. А модерн для Чехии - это Муха. Первый среди ее художников. Поэтому создание музея живописца было вопросом времени. В феврале 1998 года недалеко от Вацлавской площади, в центре Праге, он был открыт.
Стиль модерн - стиль женщин и цветов. В изображении этих любимых художниками эпохи сюжетом чешский мастер достиг поразительных успехов. Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, скорее Ева, нежели темная искусительница страстная Лилит, окутанные водопадом прихотливо изогнутых кудрей, драпировок и цветов принесли ему славу, достаток и популярность. И хотя при жизни он более был известен под своим французским прозвищем Мюша, сам он всегда подчеркивал свое славянское происхождение. Например, в одежде. На старых фотографиях, на страницах мемуаров, в статьях журналов и газет вы чаше всего встретите его в расшитой национальными узорами косоворотке, подпоясанной неизменным кушаком.
Он учился в Мюнхене и Париже и не был принят в пражскую Академию изящных искусств по причине "абсолютного отсутствия таланта". Что не помешало ему впоследствии стать олицетворением достижений чешского национального искусства. И как бы он не был популярен в мире, здесь его ценят как нигде. Гуляя по Праге, вы постоянно будете встречать, взгляд его дам.
Альфонс Мария Муха не был самым талантливым или самым необычным художником модерна. Он был самым характерным из них, но в этом и заключается его уникальность. Творчество Мухи - образцовый модерн, азбука стиля. Он был не гениальным художником, но гениальным популяризатором стиля. И сегодня модерн мы представляем через его произведения, не зная подчас имени художника, мы помним его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров.
В первую очередь известны афиша и рекламные плакаты чешского мастера, которым подражали тогда и подражают сейчас. Известность принесли ему именно они. И, в первую очередь, необычные афиши для необычной женщины - Сары Бернар, богини театра той эпохи. Хотя афишами его сотрудничество с театром "Ренессанс" не исчерпывалось. Костюмы, декорации, украшения. Все это изготовляли по его эскизам. Этому периоду жизни, творчества в пражском музее отведен специальный отдел, "Парижские плакаты". Божественная Сара предстает перед нами в ореоле золотых волос, в пышном венке из цветов и складках бело-золотого одеяния. Такова афиша спектакля "Жисмонда". Произведение, принесшее художнику внимание публики. На смену бело-золотому видению приходит темный призрак. Новый образ, другая роль. Медея - черная женщина греческих мифов. Жертва страстей своих и чужих.
Парижский период - время создания циклов декоративных панно. В очертаниях готических стрельчатых арок подобно святым со средневековых витражей появляются его героини - Утро, День, Вечер, Ночь. Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой, Весна, Лето, Осень, Зима. Из сумрака небес, в темных вуалях драпировок сияют тела звездных красавиц: Утренняя звезда, Полярная, Вечерняя и, наконец, Луна, царица ночи.
Муха был популярен на обоих континентах. Афиши и рекламные плакаты по его эскизам можно было встретить, кажется, в любом городе мира. Но он, как многие художника, воспитанные академическим искусством XIX столетия мечтал о славе исторического живописца. И в 1910 году он приступает к созданию "Славянской эпопеи". Цикл этот пока экспонируется в замке города Моравский Крумлов, но не упомянуть о нем, рассказывая о творчестве Мухи нельзя. Тем более что вскоре в Праге должен быть открыт специальный зал для их показа.
(с) Музеи России
Музей Альфонса Мухи в Праге: http://www.mucha.cz
О выставке афиш Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где были представлены и работы А. Мухи http://www.museum.ru/N27656