Комитет по культуре г. Москвы, Мультимедийный комплекс актуальных искусств ПRОЕКТ_FАБRИКА, Московский дом фотографии приглашают на открытие проекта "ПРО ЯВЛЕНИЕ". Открытие состоится 29 июня 2006 года в 19:00 в выставочном зале ПRОЕКТ_FАБRИКА по адресу: Переведеновский пер., 18.
Художники: Алексей Политов и Марина Белова. Куратор: Сергей Хачатуров.
15 июля исполнится 400 лет со дня рождения голландца Рембрандта Харменсоона ван Рейна, сына жившего у Рейна лейденского мельника (отсюда прозвище "ван Рейн"). Искусство Рембрандта сопоставимо с коперникианским переворотом в естественных науках и картезианским переворотом в философии. Особенно важна здесь параллель "Рембрандт - Картезий (Декарт)". Картезий был современником Рембрандта и около двадцати лет провел в Голландии. Как раз в эти же 30 - 40-е годы XVII века Рембрандт создает в Амстердаме свои великие полотна (в 1642 - "Ночной дозор"). Увлекает, конечно, не пересечение фактов биографий. Увлекают сопряжения радикальных для своего времени моделей познания мира. "Методическое сомнение" Декарта признает истинно сущим мышление субъекта. Мир заново конструируется познающим сознанием и образ его философии, по словам почитавшего Декарта отца феноменологии Эдмунда Гуссерля, это "им самим добытое стремящееся к универсальности знание, за которое он от начала и в каждом продвижении мог бы быть ответственным на основании своих абсолютных усмотрений". Столь же радикальным гением, презревшим роль прилежного копииста Натуры, был Рембрандт. Каждая картина Рембрандта будто инсценирует акт творения планетарной геологии. Всегда с самого начала - с отделения света от тьмы. И в необычном использовании валеров, и в пренебрежении чистотой тона в общей цветовой гамме картин Рембрандт оказывался авангарднее всех авангардистов будущего. Вот написанные сто тридцать лет назад, но до сих пор непревзойденные по точности и осязаемости смысла строки о Рембрандте французского художника Эжена Фромантена: "…освобождая облик от всего многообразного, конденсируя в одно все рассеянное, он мог рисовать без контуров, делать портреты почти без видимых черт, писать без колорита, сосредоточивать весь солнечный свет в одном луче. Невозможно в пластическом искусстве пойти дальше в познании бытия в себе".
Большим сюрпризом накануне юбилейного года Рембрандта было обнаружить, что голландец вполне своеобычно присутствует и в визуальной культуре повседневности. Более того, в культуре самой массовой. Символично, что суперпопулярный фильм недавнего прошлого о секретной войне темных и светлых сил (!) в узнаваемых декорациях сегодняшней Москвы назывался "Ночной дозор" - так же, как знаменитая картина Рембрандта, изображающая групповой портрет амстердамской милиции (!). Вторая часть, "Дневной дозор", запомнилась любопытным рекламным трюком, придуманным компанией ОРТ-дизайн. В начале зимы, когда большая часть суток во власти тьмы, на широких проспектах столицы появились белые щиты с надписью "Дневной дозор". Как только сгущались сумерки, за белым экраном проступали таинственные силуэты. Чьи-то руки будто давили на полотно изнутри, светил карманный фонарик. Находящиеся "по ту сторону" экрана явно что-то искали впотьмах, жаждали проявиться в посюсторонней реальности. Эта тизинговая (дразнящая) реклама подсказала, как "про явить" Рембрандта сквозь визуальные помехи нашего времени. Образ - театр теней.
Тень - начало живописи как таковой (Живопись возникла тогда, говорит Плиний Старший в "Естественной истории", когда впервые обвели линиями человеческую тень). Тень - исток изображения и чудотворная сила души (Деяния Святого Апостола Петра, исцелявшего больных своей тенью). Тень - крах иллюзии обладания истиной искусства и утешение подлинностью лишь субъективного взгляда художника. Тень для Рембрандта - лоно света.
Театр теней сотворили Алексей Политов с Мариной Беловой. Они давно небезуспешно разрабатывают свою версию синтеза различных видов художественного творчества, от тотальной инсталляции до перформанса и театральной сценографии. Образы Рембрандта срежиссированы ими как зрелище современное. В движущихся тенях картин Рембрандта зашифровано приношение Мастеру от артмира новейшего времени: от футуризма, наива, абстракции, поп-арта, постмодерна…
Немаловажно и то, что новый проект - ответ-привет Питеру Гринуэю, снявшему в год Рембрандта свой вариант "Ночного дозора" и презентовавшему фильм перформансом в амстердамском Рийксмузеуме.
Сергей Хачатуров