13 июня 2006 года в выставочном центре "Эрмитаж - Казань" открылась выставка "Вышивка Западной Европы ХVI - начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа. Интерьер и костюм". Более 170 экспонатов представят удивительный мир, созданный иглой и нитью.
Произведения разделены на два больших комплекса. В первый входят работы, созданные для украшения интерьера; во второй - для костюма. Особого внимания заслуживают исторические реликвии: костюм Ордена Подвязки с роскошной мантией - подарок английского короля Георга III русскому императору Александру I; плащ Евгения Богарне, пасынка французского императора Наполеона I, изумительная вышивка на котором была выполнена в мастерской А. Пико, придворного вышивальщика Наполеона I.
Вышивка для убранства церковного интерьера представлена алтарными завесами, покровами и другими предметами. Светские произведения для украшения дворцов включают яркие декоративные настенные панно, вышитые золотом и серебром покрывала, разнообразные мебельные обивки. Шитые разноцветными шелками скатерти, подушки, драпировки, ламбрекены соседствуют с вышитыми картинами - от натюрмортов до сюжетных сцен.
Костюм представлен еще более разнообразно. Церковный - целыми облачениями, украшенными пышными цветами и растительным орнаментом; необычными головными уборами - митрами; полосами с изображением святых для украшения далматик и казул. Светский костюм - дамскими юбками и шляпками, мужскими камзолами и жилетами, а также разнообразными образцами для украшения камзолов. Кисти, бахрома, вышитые бисером сумочки, тончайшие носовые платки, шали и другие аксессуары дополняют картину.
Все эти произведения, поражающие разнообразием использованных материалов и техник, дают также представление об основных стилистических этапах развития вышивки в странах Западной Европы ХVI - начала ХХ века (Италии, Испании, Франции и др.).
Производством вышитых изделий для храмов и церквей занимались мастера, жившие при монастырях и аббатствах. При королевских дворах штатные вышивальщики следили за гардеробом коронованных особ, исполняли многочисленные заказы придворных. Причем, увлечение в вышивке дорогими материалами: золотом, серебром, драгоценными камнями приводило даже к изданию эдиктов против роскоши. С ХVI века профессиональные мастера объединялись в цеха и наравне с живописцами были приписаны к гильдии Святого Луки. В этом же столетии, с появлением гравированных сборников орнаментов, получили возможность заниматься вышивкой и прекрасные дамы, находясь у себя дома (традиция, сохранившаяся до нашего времени). Позже, вышивание стало таким же модным занятием, как, например, игра в карты. Так, в ХVIII веке французские дворяне, следуя примеру Людовика ХV, помимо шпаги умели обращаться с иглой и пяльцами. Тогда же появились модные лавки, где кавалеры и дамы могли выбрать понравившиеся узоры вышивок и заказать себе платья и костюмы. В ХIХ веке в самостоятельное производство выделились белошвейные работы.
В поисках узоров вышивальщики обращались к разным источникам: иллюминированным рукописям, иллюстрациям книг, гравюрам французских, немецких, фламандских мастеров, к полотнам великих живописцев таких, как П.П. Рубенс, А.Ван Дейк, П. Миньяр. В ХVП веке вдохновение искали в цветах из ботанических садов, в ХIХ столетии - в романах В. Скотта и трагедиях У. Шекспира.
Помимо разнообразных вышитых изделий на выставке демонстрируются графические сборники узоров, откуда вышивальщики могли заимствовать свои композиции, а также картины и гравюры западноевропейских художников, которые дают наглядное представление о том, где и как находила себе применение вышивка.