Государственный Литературный музей представляет выставку "Золотой век русской фотографии".
Выставка посвящена истории развития фотоискусства в России, начиная с 1840-х годов и до 1914 года. На ней представлены работы лучших авторов и мастерских того времени: дагеротиписта Мартина Абади, С.Л.Левицкого, К.А.Бергнера, К.И.Бергамаско, А.И.Деньера, А.О.Карелина, М.Б.Тулинова, К.А.Шапиро, К.К.Буллы, К.А.Фишера, М.Н.Панова, М.П.Дмитриева, Д.С.Здобнова и др.
Коллекция ГЛМ включает в себя фотографии разные по жанрам и по содержанию: портреты, пейзажи, интерьеры, архитектурные сооружения, виды городов, жанровые сцены, хроникальные сюжеты. Но, прежде всего, это иконография писателей, членов их семей, друзей и родственников; портреты артистов, художников, музыкантов, общественных и политических деятелей.
Выставка начнется с демонстрации самого раннего способа фотографирования - дагеротипов, исполнявшихся как миниатюра, в единственном экземпляре и потому ставших произведением уникальным: портреты А.В.Сухово-Кобылина, Полины Виардо, группа русских художников в Риме, фрагмент кабинета В.А.Жуковского и др.
С середины ХIХ века фотографии прочно вошли в быт русского общества, стали модным атрибутом убранства дома: висели рядом с картинами и акварелями на стенах, хранились в великолепных альбомах, которые приобрели такую же популярность, как альбомы рисунков и стихов в начале века. Из фотографий 1850-1860-х интересны портреты Н.Н.Ланской (Пушкиной), детей и внуков А.С.Пушкина, матери Н.В.Гоголя, дочери В.Г.Белинского; альбом с изображениями декабристов - И.И.Пущина, С.Г.Волконского, С.Т.Трубецкого, А.М.Поджио и др., альбомы, принадлежавшие семьям Тютчевых и Самариных; первые литографированные портреты с фотографий - "галерея Мюнстера": С.Т.Аксаков, Т.Н.Грановский др.; стереоскопические фотографии с Парижской промышленной выставки 1867; визитки и кабинетного размера портреты Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.Ф.Одоевского, А.Н.Островского и др.; фотографии семьи Александра II; виды Москвы и Петербурга.
В 1870-1880-е искусство фотографии совершенствовалось. Портреты не просто запечатлевали внешний облик, а передавали психологическую характеристику модели, приближая фотографию к задачам изобразительного искусства. Особое внимание мастера уделяли видовому жанру, тогда же появились первые хроникальные фотографии, возникла техника фотогравюры. Среди материалов выставки - портреты и групповые фотографии большого формата, запечатлевшие И.А.Гончарова, П.И.Чайковского, А.Г.Достоевскую с детьми, В.М.Гаршина, А.А.Фета, Я.П.Полонского; фотографии Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.Н.Майкова, С.Д.Надсона, В.С.Соловьева и др.; групповой портрет художников-передвижников, фотографии И.Е.Репина, И.Н.Крамского, К.С.Маковского; виды Царского Села, интерьеры Царскосельского и Гатчинского дворцов, интерьеры Всероссийской Промышленно-Художественной выставки 1882 года в Москве; фотографии семьи Александра III; хроникальные фотографии А.М.Иваницкого с места крушения царского поезда в Борках в 1888 году.
Рубеж ХIХ-ХХ веков характеризуется расширением изобразительных средств фотографического искусства. Появилась техника фототипии, что позволило тиражировать изображения и способствовало распространению фотографии на бланках открытых писем. Упрощение процесса съемки привело к освоению фотографии любителями, появлению "домашних портретов".
В этой части выставки можно будет увидеть крупноформатные фотографии, среди которых, волжские пейзажи работы Дмитриева; групповые и одиночные портреты, выполненные Буллой, Фишером, Здобновым и др.: И.А.Бунин, А.И.Куприн, Н.А.Тэффи, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, А.А.Блок, А.Белый, Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева; В.А.Серов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель, В.Э.Мейерхольд, В.Ф.Комиссаржевская, Ф.И.Шаляпин, М.Ф.Кшесинская, М.М.Петипа и др.. Здесь же будут представлены авторские фотографии С.А.Толстой, Л.Н.Андреева, на которых запечатлены моменты частной жизни их семей.
Открытие состоится 15 июня 2006 в 16.00.