Что такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Ключевым в этом определении является слово "особенно". Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.
Игры и игрушки родились в те далекие, темные времена, когда еще ни история, ни культура не появились на горизонте человеческого бытия. Игрушки - участники и поверенные в секретах детских игр и …память о языческих обычаях древности. Особенно народные игрушки. В Петербурге замечательное собрание их хранится в Русском музее.
…Куклы Панки Поморья. Они потомки древних деревянных идолов. Топором вырубали их северные мастера, но и, став игрушками, эти грубо сработанные фигуры не утратили до конца своей магической силы. В них воспоминания о силе богов, которым поклонялись многие поколения обитателей этих мест. Они верили, даже в этих маленьких деревянных человечков могут вселиться духи.
Моховики, что родом из глухих лесов вятских земель игрушками притворяться почти и не пытаются. Изо мха, шишек, коры создали их. И характер у них под стать природе родного края. Сумрачный, как чащобы лесов. Не игрушки - духи деревьев, давших им жизнь. Только на первый взгляд похожи они на людей, чьи прикосновения дали форму их телам.
Но не только мрачные человечки-лесовики хранят память о древних верованиях и традициях. Кто не знает Дымковскую игрушку? Фигурки людей, птиц, зверей вылепленные из глины, одетые в яркие краски и позолоту. Теперь они лишь популярный сувенир, но когда-то все было совсем иначе.
В XIX веке их готовили в Дымковской слободе, что близ Вятки, к празднику проводов зимы. Назывался он в тех местах "Свистунья", "Свистопляска" и первыми дымковскими игрушками были свистульками. Все зиму лепили их женщины окрестных сел. Так, даже став потешной игрушкой, они еще сохраняли связь со своими языческими корнями. Ведь некогда глиняные фигурки были тотемами и языческими идолами.
Двуглавые кони, полудевы-полуптицы: воплощение радости и печали Сирин и Алконост, и более привычные медведи (правда, грозный зверь уже наряжен в шутовское одеяние и снабжен балалайкой и гармошкой) и величавые барыни (когда-то они были символом древней богини плодородия) еще весьма похожи на своих грозных предков - идолов языческих капищ. Но ушла, забыта эта вера, и они превратились в детскую забаву. Постепенно, все, более утрачивая простоту и лаконизм первоначальных, первобытных форм, они расцветали деталями, украшениями превращаясь в яркую безделушку.
Рядом с потомками идолов прошлого выстроились солдатики, карусели, корабли и лошадиные упряжки - любимые детьми во все времена. Деревянные, глиняные, соломенные. Все сделано с любовью и вниманием. Каждая игрушка имеет свой неповторимый характер. Делая их, взрослые сами превращались ненадолго в детей. И жизнь у этих игрушек была иная, не похожая на жизнь современных. Из поколения в поколения предавали их, вместе с традициями их создания.
(с) Музеи России