Выставочные залы Государственного Литературного музея приглашают 23 июня в 17.30 на открытие выставки «К излогам гор душа влекома…». М.Волошин. Из цикла «Киммерийские сумерки» №3. 12.2.1910. Крым в творчестве Н.И.Хрустачева.
23 июня 2006 года впервые в Москве состоится открытие персональной выставки московского художника, представителя искусства Серебряного века, Николая Ивановича Хрустачева (1883-1960). Выставка продлится до конца лета. Ее устраивает Литературный музей на основе части коллекции, посвященной произведениям, созданным в Крыму, где художник прожил около 10 лет (с 1913 по 1922 годы), не считая поездок туда до и после указанного периода. В Крыму Хрустачев преподавал в Феодосийском учительском институте, с 1914 по 1916 год читал лекции на учительских курсах в Симферополе и Феодосии, с 1919 г. – 1921 – заведовал отделом искусств Феодосийского отдела народного образования. С 1920 года стал членом Феодосийского союза художников, руководимого К.Ф. Богаевским. В Феодосии организовал музей, Народный театр, Художественную школу. В 1916 году был избран товарищем председателя художественной секции ФЛХО. Расписал клуб и зал Земотдела в Феодосии (1918-1922). В 1918 году входил в Феодосийский литературно-артистический кружок «Флаг», оформлял афиши кружка. Часто гостил в Коктебеле у М.А.Волошина, подарившего жене Хрустачева, Александре Васильевне, урожденной Хитрово (1886-1943), два акварельных пейзажа с дарственными надписями. В 1920 Хрустачев году в Коктебеле исполнил портрет М.А. Волошина (хранится в Доме-музее Волошина). Дружил с К. Ф. Богаевским, написал его портрет, экспонировавшийся в 1924 году на выставке Московского общества «Жар-цвет».
Несмотря на то, что творчество Хрустачева представлено в десяти музеях России и Крыма (Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского, Дом-музей М.А.Волошина в Коктебеле) и было экспонировано на более чем 50 выставках, в том числе Персональной – в Феодосийской картинной галерее в 1988 году, его имя до сих пор мало известно даже специалистам. В литературоведческой литературе оно упоминается только лишь в связи с его романом с Анастасией Цветаевой, знакомство с которой состоялось в Крыму в 1913 году. Об этом А. Цветаева написала в своих «Воспоминаниях»: в 49-й главе – о первой встрече на литературном вечере, дав его литературный портрет, и в 50-й главе - описание мастерской художника, где писался ее пастельный портрет. Местонахождение того портрета неизвестно, возможно, он исчез или был репрессирован. Однако в процессе работы над каталогом коллекции работ Н. И. Хрустачева, был обнаружен еще один, прежде никому не известный портрет А. Цветаевой, выполненный им в виде овального. На открытии выставки этот портрет будет подарен музею. Среди листов коллекции имеется также лист с портретом, имеющим некоторое сходство с Мариной Цветаевой.
В 1912 году на выставке «Мир искусства» в Москве Хрустачев показал работы, посвященные первым крымским впечатлениям: «Балаган», «Магазин ковров», «Турецкая кофейня» Автора пленила декоративность восточного колорита. На выставке зритель увидит целую серию кофеен, лавок, восточных натюрмортов, женских национальных костюмов, рыбаков в лодках, татарский праздник «сабантуй», красоту крымских хребтов и прибрежных камней, морской волны, ночных и дневных видов Восточного Крыма: Ялты, Феодосии, Гурзуфа, Старого Симеиза, Судака, Старого Крыма, Алупки, Керчи, Бахчисарая.
Хрустачев происходит из религиозной семьи профессиональных художников- ремесленников, живших и работавших в Троице-Сергиевой Лавре, декорировавших иконы и предметы церковной утвари. От них он унаследовал искреннюю любовь к природе во всех ее проявлениях, верность духовным идеалам. Именно это чувство позволило художнику пронести поэтическое отношение к жизни человека в природе сквозь все творчество.